18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Новый онлайн-инструмент поможет датировать гравюры Рембрандта

№72
Материал из газеты

Базу водяных знаков, встречающихся на гравюрах мастера, создали студенты и преподаватели Университета Корнелла

Спустя три с половиной века после смерти Рембрандта многие вопросы, касающиеся его творческого процесса, по-прежнему актуальны. В том числе вызванные склонностью художника вносить изменения в рисунок на гравюрных досках, делая оттиски разных состояний. Для ученых, которые пытаются зафиксировать последовательность этих состояний, бесценным источником информации служат водяные знаки, позволяющие связать оттиски с определенными партиями бумаги, которые художник закупал для своей мастерской, и тем самым датировать их.

Сейчас студенты и преподаватели Университета Корнелла готовят сайт, который позволит загружать изображения водяных знаков, обнаруженных на гравюрах Рембрандта, и быстро определять, к какому типу они относятся. По словам Эндрю Вейслогела, куратора раннего европейского и американского искусства в Художественном музее Герберта Ф. Джонсона при Университете Корнелла, благодаря гранту от Национального фонда поддержки гуманитарных наук группа надеется подготовить онлайн-интерфейс уже к концу лета. Прежде чем сайт сделают общедоступным, его протестируют коллеги из других академических учреждений.

Проект носит название «Распознавание водяных знаков на гравюрах Рембрандта» (Watermark Identification in Rembrandt’s Etchings, сокращенно WIRE). Он опирается на наблюдения, сделанные реставраторами Нэнси Эш и Шелли Флетчер в 1990-х годах и развитые в книге 2006 года Эрика Хинтердинга. Благодаря продвинутой технологии сканирования Хинтердинг систематизировал водяные знаки, встречающиеся на гравюрах Рембрандта, разделив их на 54 основные группы, в которых выделяются 294 типа и 512 подтипов знаков.

Однако на перебор всех подвидов в поисках нужного может уйти много времени и сил. Поэтому участники проекта WIRE поставили перед собой задачу построить «дерево решений» для 54 основных групп. Каждая ветвь представляет собой простую серию вопросов, например: «Есть ли под гербом инициалы?» или «Венчает ли герб корона?». В итоге пользователь находит наиболее точное соответствие своему водяному знаку, что позволяет приблизительно датировать произведение и посмотреть другие оттиски Рембрандта, сделанные на такой же бумаге.

У проекта, впрочем, есть существенное ограничение: водяными знаками помечалась европейская бумага, но Рембрандт время от времени печатал гравюры на японской бумаге. Кроме того, водяные знаки присутствуют лишь приблизительно на трети отпечатков Рембрандта на европейской бумаге, поскольку отпечатки с маленьких пластин могли делаться на части листа, не содержащей водяного знака.

Несмотря на упомянутые ограничения, благодаря проекту WIRE наши знания о гравюрах Рембрандта значительно продвинулись: его участникам удалось обнаружить около дюжины водяных знаков, не учтенных в книге Хинтердинга, и гораздо глубже изучить методы работы великого голландца. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+