18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Новый онлайн-инструмент поможет датировать гравюры Рембрандта

№72
Материал из газеты

Базу водяных знаков, встречающихся на гравюрах мастера, создали студенты и преподаватели Университета Корнелла

Спустя три с половиной века после смерти Рембрандта многие вопросы, касающиеся его творческого процесса, по-прежнему актуальны. В том числе вызванные склонностью художника вносить изменения в рисунок на гравюрных досках, делая оттиски разных состояний. Для ученых, которые пытаются зафиксировать последовательность этих состояний, бесценным источником информации служат водяные знаки, позволяющие связать оттиски с определенными партиями бумаги, которые художник закупал для своей мастерской, и тем самым датировать их.

Сейчас студенты и преподаватели Университета Корнелла готовят сайт, который позволит загружать изображения водяных знаков, обнаруженных на гравюрах Рембрандта, и быстро определять, к какому типу они относятся. По словам Эндрю Вейслогела, куратора раннего европейского и американского искусства в Художественном музее Герберта Ф. Джонсона при Университете Корнелла, благодаря гранту от Национального фонда поддержки гуманитарных наук группа надеется подготовить онлайн-интерфейс уже к концу лета. Прежде чем сайт сделают общедоступным, его протестируют коллеги из других академических учреждений.

Проект носит название «Распознавание водяных знаков на гравюрах Рембрандта» (Watermark Identification in Rembrandt’s Etchings, сокращенно WIRE). Он опирается на наблюдения, сделанные реставраторами Нэнси Эш и Шелли Флетчер в 1990-х годах и развитые в книге 2006 года Эрика Хинтердинга. Благодаря продвинутой технологии сканирования Хинтердинг систематизировал водяные знаки, встречающиеся на гравюрах Рембрандта, разделив их на 54 основные группы, в которых выделяются 294 типа и 512 подтипов знаков.

Однако на перебор всех подвидов в поисках нужного может уйти много времени и сил. Поэтому участники проекта WIRE поставили перед собой задачу построить «дерево решений» для 54 основных групп. Каждая ветвь представляет собой простую серию вопросов, например: «Есть ли под гербом инициалы?» или «Венчает ли герб корона?». В итоге пользователь находит наиболее точное соответствие своему водяному знаку, что позволяет приблизительно датировать произведение и посмотреть другие оттиски Рембрандта, сделанные на такой же бумаге.

У проекта, впрочем, есть существенное ограничение: водяными знаками помечалась европейская бумага, но Рембрандт время от времени печатал гравюры на японской бумаге. Кроме того, водяные знаки присутствуют лишь приблизительно на трети отпечатков Рембрандта на европейской бумаге, поскольку отпечатки с маленьких пластин могли делаться на части листа, не содержащей водяного знака.

Несмотря на упомянутые ограничения, благодаря проекту WIRE наши знания о гравюрах Рембрандта значительно продвинулись: его участникам удалось обнаружить около дюжины водяных знаков, не учтенных в книге Хинтердинга, и гораздо глубже изучить методы работы великого голландца. 

Самое читаемое:
1
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
2
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
3
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
Посещаемость музеев — это индекс популярности, востребованности, экономической эффективности. За эти позиции российские музейщики так или иначе пытаются бороться, и мы предлагаем посмотреть, что у них получилось в 2023 году
17.05.2024
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
4
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
Каждый из художников мог стать героем отдельного проекта, но в Третьяковке решили поразить зрителя мощным династическим аккордом. «Эпохалка» приурочена к датам: 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова
27.05.2024
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
5
Автобиография Зельфиры Трегуловой: синдром отличницы на службе у искусства
Книга обрывается прямо перед кульминацией — вступлением автора в должность директора Третьяковки. Но и до того в жизни Трегуловой было много такого, что заслуживает читательского внимания. А начинает она свою историю с раннего детства
17.05.2024
Автобиография Зельфиры Трегуловой: синдром отличницы на службе у искусства
6
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
Труд Дмитрия Антонова «Нимб и крест: как читать русские иконы» — иллюстрированная энциклопедия, разбирающая сюжеты отечественной иконописи до последней косточки последнего грешника в адском котле
24.05.2024
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
7
Чем плохи выставки-блокбастеры: опыт музеев Амстердама
Выставки, посвященные творчеству Вермеера и покемонам — в Рейксмузеуме и Музее ван Гога, имели в 2023 году огромный успех. Но были и проблемы: и с распределением потоков посетителей, и с персоналом
16.05.2024
Чем плохи выставки-блокбастеры: опыт музеев Амстердама
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+