18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Каждому — по камере. Бывшую тюрьму в Авиньоне отдали под выставку современного искусства

В списке ее участников — около ста художников, включая и мировых звезд.

Современное искусство нетнет да и забрасывает в места не столь отдаленные. Бутырская тюрьма когда-то принимала у себя московских концептуалистов под надзором Иосифа Бакштейна. Стены «Алькатраса» на одноименном острове в заливе Сан-Франциско, когда-то тюрьмы для особо опасных преступников, а теперь музея, какого только искусства не повидали на своем веку. Последним о своем желании провести там выставку объявил китайский художник Ай Вэйвэй, ее открытие запланировано на осень. Страсть к тюремным интерьерам не обошла стороной и Францию. В Авиньоне, в бывшей тюрьме святой Анны, проходит выставка Исчезновение светлячков, подготовленная командой Центра современного искусства «Коллекция Ивона Ламбера».

С 2000 года Ивон Ламбер, обладатель одного из самых завидных во Франции собраний американского и европейского искусства второй половины XX века, живет на два дома. Его галерея по-прежнему находится в Париже, а коллекция переехала в Авиньон, в старинный отель Hotel de Caumont. Сейчас он закрыт на реконструкцию (местные власти выделили Ламберу соседний особняк, после того как он завещал Франции свои лучшие приобретения), и на это время постоянную экспозицию, дополненную гастролерами из частных коллекций и фондов, решили «посадить» в тюрьму святой Анны.

В списке участников значится не менее 100 художников, среди них как мировые звезды: Ансельм Киффер, Сай Твомбли, Луиз Буржуа, Нан Голдинг, Энди Уорхол, так и звезды местного масштаба. Например, живущий в Париже марокканец Мунир Фатми или выходец из Катара, француз алжирского происхождения Абдель Абдессемед. Каждому художнику выделили по камере — работ набралось на три этажа.

На роль «заключенных» согласились даже Илья и Эмилия Кабаковы. Куратор Эрик Мезиль признается, что отправил письмо наудачу, не рассчитывая получить их согласие. «Рай под потолком — полная противоположность Странному городу, который они сделали для Monumenta, — говорит Мезиль. — Это интимная, личная, очень «кабаковская» работа». Но под потолком камеры в 6 м2 этот рай с игрушечными жирафами, пальмами и обезьянами на деревянной полке звучит совсем иначе и кажется еще менее достижимым. Тюремный контекст неизбежно меняет форму знакомых произведений и инсталляций, вкладывая в них новый смысл, и на вопрос Барбары Крюгер «Who do you think you are?» ответ обнаруживается на стене в соседней камере: «Без тебя я никто». К кому обращался этот заключенный — к любимой или правителю рая, — стена умалчивает. Надписи, рисунки, ржавчина в раковинах, паутина на решетках сохранились в «Святой Анне» нетронутыми с 2003 года, когда ее окончательно закрыли. В последние годы она служила распределительным пунктом для преступников: кто-то ждал освобождения, кто-то — перевода в другую тюрьму. Так и искусство оказалось здесь транзитом, срок истекает в ноябре.
Тюрьма св. Анны
Исчезновение светлячков

Авиньон
До 25 ноября

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+