В списке ее участников — около ста художников, включая и мировых звезд.
Современное искусство нетнет да и забрасывает в места не столь отдаленные. Бутырская тюрьма когда-то принимала у себя московских концептуалистов под надзором Иосифа Бакштейна. Стены «Алькатраса» на одноименном острове в заливе Сан-Франциско, когда-то тюрьмы для особо опасных преступников, а теперь музея, какого только искусства не повидали на своем веку. Последним о своем желании провести там выставку объявил китайский художник Ай Вэйвэй, ее открытие запланировано на осень. Страсть к тюремным интерьерам не обошла стороной и Францию. В Авиньоне, в бывшей тюрьме святой Анны, проходит выставка Исчезновение светлячков, подготовленная командой Центра современного искусства «Коллекция Ивона Ламбера».
С 2000 года Ивон Ламбер, обладатель одного из самых завидных во Франции собраний американского и европейского искусства второй половины XX века, живет на два дома. Его галерея по-прежнему находится в Париже, а коллекция переехала в Авиньон, в старинный отель Hotel de Caumont. Сейчас он закрыт на реконструкцию (местные власти выделили Ламберу соседний особняк, после того как он завещал Франции свои лучшие приобретения), и на это время постоянную экспозицию, дополненную гастролерами из частных коллекций и фондов, решили «посадить» в тюрьму святой Анны.
В списке участников значится не менее 100 художников, среди них как мировые звезды: Ансельм Киффер, Сай Твомбли, Луиз Буржуа, Нан Голдинг, Энди Уорхол, так и звезды местного масштаба. Например, живущий в Париже марокканец Мунир Фатми или выходец из Катара, француз алжирского происхождения Абдель Абдессемед. Каждому художнику выделили по камере — работ набралось на три этажа.
На роль «заключенных» согласились даже Илья и Эмилия Кабаковы. Куратор Эрик Мезиль признается, что отправил письмо наудачу, не рассчитывая получить их согласие. «Рай под потолком — полная противоположность Странному городу, который они сделали для Monumenta, — говорит Мезиль. — Это интимная, личная, очень «кабаковская» работа». Но под потолком камеры в 6 м2 этот рай с игрушечными жирафами, пальмами и обезьянами на деревянной полке звучит совсем иначе и кажется еще менее достижимым. Тюремный контекст неизбежно меняет форму знакомых произведений и инсталляций, вкладывая в них новый смысл, и на вопрос Барбары Крюгер «Who do you think you are?» ответ обнаруживается на стене в соседней камере: «Без тебя я никто». К кому обращался этот заключенный — к любимой или правителю рая, — стена умалчивает. Надписи, рисунки, ржавчина в раковинах, паутина на решетках сохранились в «Святой Анне» нетронутыми с 2003 года, когда ее окончательно закрыли. В последние годы она служила распределительным пунктом для преступников: кто-то ждал освобождения, кто-то — перевода в другую тюрьму. Так и искусство оказалось здесь транзитом, срок истекает в ноябре.
Тюрьма св. Анны
Исчезновение светлячков
Авиньон
До 25 ноября