Из всех картин мастера для выставки ее куратор Джаспер Шарп и сын художника Кристофер Ротко отобрали лишь знаковые, выстроив их хронологически — от фигуративных композиций 1930-х, где ощутимо влияние сюрреализма, затем отход от него в 1940-е и до его уже классических абстракций 1950–1960-х, благодаря которым Марк Ротко (1903–1970) получил мировую известность. Дети художника Кейт и Кристофер предоставили на выставку картины из семейной коллекции, которые редко оказываются на публике.
Отдельный зал отведен под знаменитую серию «Панно для „Сигрема“», заказанную Ротко в 1958 году для ресторана Four Seasons в небоскребе Сигрем-билдинг в Нью-Йорке. Шарп, хранитель коллекций старых мастеров в Музее истории искусств, заставил произведения Ротко перекликаться с работами из музейного собрания в других залах. Cреди которых и отдельная гордость венцев — полотна Рембрандта и знаменитая «Аллегория живописи» Яна Вермеера. Эти картины занимали центральное место в интересах Ротко и вдохновили его на написание «Автопортрета» и «Портрета Мэри». Марк Ротко никогда не был в Вене, но известно, что он видел коллекции Музея истории искусств, когда они выставлялись в нью-йоркском Метрополитен-музее в 1950 году.
Тем самым куратор напоминает, что Ротко на протяжении всей своей жизни серьезно изучал искусство Средних веков и эпохи Возрождения, посещая музеи и в Америке, и в Европе. «Время, проведенное им в Европе, укрепило его представление о себе как о художнике-муралисте, продолжающем традицию, которую он прослеживал от помпейских фресок и Тарквинии до шедевров Джотто и Фра Анджелико», — говорит Шарп.
Так что Вена, город Моцарта, которого художник обожал и чьи произведения постоянно слушал во время работы, — идеальное место для его выставки, считает куратор, сравнивая картины Ротко по их эмоциональному воздействию с музыкой.
Музей истории искусств
Марк Ротко
До 30 июня