18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Манеже Малого Эрмитажа оживут боги, люди и герои Помпей

Масштабный проект Эрмитажа, Национального археологического музея Неаполя и Археологического парка Помпей включает в себя более 200 шедевров античного искусства, в том числе из «помпеянского» собрания музея

Главная выставка 2019 года в главном музее страны. И немудрено: у нас картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» — национальная икона. В Эрмитаже до сих пор жалеют, что Николай II перестроил Помпейскую столовую в Зимнем дворце (не путать с существующим Помпеянским залом в Новом Эрмитаже). Поэтому внимание к двум сотням произведений искусства из города, погибшего при извержении Везувия почти 2 тыс. лет назад, обеспечено.

«Много зла свершилось в мире, но мало было такого, что доставило столь великую радость потомкам», — сказал как-то Иоганн Вольфганг Гете о Помпеях. Этот город, погребенный под слоями лавы и пепла вместе с соседними Геркуланумом и Стабиями, открылся миру в середине XVIII века. И продолжает открываться сегодня. Знакомство с выставкой подобно прогулке по древним Помпеям. Вот улицы под названием Боги, Герои и Люди. С ними пересекаются другие — фрески, мозаики, бронза, стекло… На перекрестках-фокусах история и искусство неотделимы друг от друга.

У древних римлян, многое позаимствовавших у еще более древних греков, главный бог, породивший других богов и людей, — Зевс, он же Юпитер. Представлен мраморным бюстом и фреской, где сидит на троне. Изображения богов могли располагаться как в храмах, так и в частных домах. Изящный бронзовый Аполлон происходит из храма его имени. Фреска «Фетида и Гефест» находилась на вилле. Она показывает визит богини в небесный «оборонпром» — получить вне очереди оружие для ее сына Ахилла.

Героев древние римляне любили не меньше богов, особенно после захвата власти Юлием Цезарем. Для выставки отобраны две великолепные фрески: «Геракл и Несс» — о битве героя с подловатым кентавром и «Раненый Эней» — про оказание герою хирургической помощи (имя эскулапа осталось неизвестным).

Промежуточное положение между героями и людьми занимают ВИП-персоны, такие как император Тиберий в виде бронзового бюста или дуумвир, выполнявший функции судьи, Марк Олконий Руф в виде мраморной статуи в рост. За людей отвечают мозаика «Портрет женщины» и фреска «Причесывающаяся женщина», найденная на вилле Ариадны в Стабиях.

Дальше поход по Помпеям ветвится и усложняется. Одним ближе мозаика «Академия Платона», другим — фреска «Актер с маской». Но в любом случае надо посмотреть на сюрреалистическую бронзовую «Божью руку». На зависть Сальвадору Дали она держит на пальцах змею, шишку и еще несколько культовых предметов. Под рубрикой «стекло» непревзойденной остается «Голубая ваза», выполненная в изысканной технике «стекло — камея». Сосуд с изображением сцен сбора богатого урожая винограда был найден в небольшой гробнице в Помпеях в 1837 году.

Предметы, отражающие другие достижения помпейского сельского хозяйства, а также спортивные состязания (мраморный «Копьеносец»), кухонную утварь и оружие гладиаторов оставим для самых выносливых зрителей. Главное в этом проекте — сами древние города, легендарные и живые.


Государственный Эрмитаж
Боги, люди, герои. Из собрания Национального археологического музея Неаполя и Археологического парка Помпей
19 апреля – 23 июня

Материалы по теме:
Что покажет Эрмитаж в 2019 году
Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+