18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Больше чем сравнение и контраст

№72
Материал из газеты

Взаимовлияние Мантеньи и Беллини можно воспринимать в качестве ключа к пониманию их подлинной роли в искусстве Возрождения

Эта книга выпущена специально к выставке Андреа Мантеньи и Джованни Беллини, проходившей недавно в лондонской Национальной галерее и открытой сейчас в берлинской Картинной галерее. Несмотря на перечень экспонируемых произведений, издание не является каталогом в традиционном смысле: сюда включено два десятка очерков, где говорится о новейших искусствоведческих открытиях, связанных с двумя художниками. Эти материалы помещены в роскошный альбом с 250 иллюстрациями, выпущенный издательством Yale University Press. 

Традиционная наука, изучая развитие новых форм и идей в итальянском искусстве XV — начала XVI века, всегда концентрировалась на Флоренции, а затем на Риме. Однако возникала щекотливая проблема, когда требовалось найти надлежащее место искусству Венеции и тамошним мастерам Кватроченто. Поэтому в последние годы в исследованиях стали больше внимания уделять отдельным центрам покровительства и творчества, порой даже связывая итальянские процессы того периода с расцветом искусства в подобных центрах на cевере Европы, в частности во Фландрии.

В такой панораме, более широкой, и Мантенья, и Беллини играли значительные роли. Однако тот факт, что Мантенья был зятем Беллини, обычно отвлекает внимание от более важных вопросов, связанных с этими живописцами. Tо, что их влияние было взаимным, отрицать невозможно, и многие очерки в обсуждаемой книге это подтверждают. Но описанные связи, похоже, не так важны, если обратиться к вкладу этих двоих в развитие идей своего времени.

Мантенья и Беллини олицетворяют собой две очень разные, но существенные стороны искусства эпохи Возрождения. Первый — приверженец культуры Древнего Рима, исследователь линии и перспективы; второй пытается запечатлеть природу и использовать цвет и свет, чтобы добиться желаемого эффекта.

Во вступительном очерке Кэролайн Кэмпбелл пытается определить эту разницу сквозь призму городов, в которых выросли герои книги. Несмотря на свое скромное образование, Мантенья сформировался в Падуе на основе классических традиций и под влиянием Донателло. Беллини же унаследовал от отца ремесленную славу, которая ограничивалась только Венецией, городом с неримскими корнями, возможно, самым богатым и меркантильным в Европе. В частности, автор отмечает важность для Мантеньи покровительства Лудовико III Гонзаги в Мантуе, тогда как Беллини, хорошо обеспеченный у себя дома, избегал подобных заказов.

Сравнение достижений двух художников проводится постоянно. Знаменитый итальянский искусствовед Роберто Лонги потратил многие годы на то, чтобы утвердить превосходство Беллини, и, как описывает Невилл Роули в своем очерке, две соперничавшие между собой выставки 2008 года (в Париже и Риме) пытались доказать или опровергнуть это положение. Радует, что большинство авторов статей в нынешнем издании отказываются давать оценки такого рода. Это особенно ощутимо при взгляде на картины, которые прежде становились предметом сравнения.

Например, оба художника писали знаменитый сюжет моления о чаше. Для большинства из нас вариант Мантеньи — большое скопление скал, отдаленный город и доминирующие фигуры апостолов в перспективе — покажется более сильным. Люди XXI века предпочитают интеллект и мощь. Однако вариант Беллини предстает не меньшим шедевром: светлый и красочный, его сюжет развернут на фоне мягкой природы. Влияние ранней живописи Мантеньи здесь очевидно, но Беллини создает более пасторальный эффект.

Хотя можно говорить и об обратном влиянии. Беллини написал картину «Мертвый Христос, поддерживаемый двумя ангелами»; она излучает эмоциональную силу, усугубляя чувства, вызванные бледностью мертвого тела. Когда 20 лет спустя Мантенья принялся за тот же сюжет, он, конечно видевший произведение своего родственника, создал более интеллектуальную композицию, добавив пейзаж с небом и продемонстрировав новаторскую точность наблюдения.

И так далее. Вновь и вновь эти двое отдавали должное друг другу, но каждый шел своим путем. Для Мантеньи был важен эксперимент, возрождение римских стилей, острая наблюдательность. Ему, должно быть, нравились произведения Паоло Уччелло, который побывал в Венеции за несколько лет до его рождения. А Беллини, скорее, был привержен искусству Пьеро делла Франческа, не говоря уже о собственном отце Якопо; его живопись излучала спокойствие, отражая красоту едва ли не ради красоты как таковой. Стоит взглянуть на бескомпромиссный портрет кардинала Лудовико Тревисана, написанный Мантеньей, а вместе с ним и на блестящий портрет дожа Леонардо Лоредана кисти Беллини, чтобы понять, какие разные цели ставили эти мастера.

Вполне естественно проводить сравнение между ними, но гораздо важнее, что в их искусстве воплотились искания живописцев того времени. Венецианцы продолжали путь Беллини, создавая теплые, чувственные образы людей и природы. Тогда как последователи Мантеньи, хотя их сложнее отыскать, так же, как и он, оглядывались назад, на античность, в поисках методов оживления реальности.  

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+