18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Немецкие музеи требуют смягчения авторских прав

№72
Материал из газеты

Художественные институции Германии не могут выложить свои коллекции в открытый доступ в Сеть из-за высоких авторских отчислений. Ведомство, собирающее эти деньги, согласно с необходимостью перемен

Немецкие музеи вместе с VG Bild-Kunst — ассоциацией, взимающей плату за авторские права от имени художников, — намерены организовать кампанию в поддержку нового законодательства, которое позволит учреждениям культуры размещать в интернете изображения произведений послевоенного и современного искусства из своих коллекций, избежав и огромных переплат, и обкрадывания авторов.

В отличие от коллег из США и Великобритании, немецкие музейщики пока с трудом пробираются в цифровое будущее. Исследование, проведенное Немецкой ассоциацией музеев в начале 2018 года, выявило «катастрофическое» отставание в области оцифровки коллекций. Основные причины — нехватка персонала, отсутствие ноу-хау и ресурсов, а также процветающая бюрократия. Государственные музеи — в Германии их большинство — могут, например, столкнуться даже с запретом на использование социальных сетей.

Музеи во всем мире стремятся расширить доступ к своим коллекциям, выложив их в интернет, однако, как говорит Бернхард Мац, генеральный директор Баварской государственной коллекции живописи, в которую входит 18 собраний, включая Пинакотеку современности в Мюнхене — крупнейший в Германии музей современного искусства, этому благородному стремлению мешает, среди прочего, стоимость приобретения прав на воспроизведение послевоенных и современных работ.

Инициатива германских музейщиков касается произведений ныне здравствующих художников и авторов, скончавшихся за последние 70 лет, то есть тех, чье творчество еще не стало достоянием общественности. Из-за высокой стоимости и административных проволочек при ведении переговоров по вопросам авторского права на воспроизведение таких работ Баварская государственная коллекция картин, по словам ее директора, не смогла разместить в Сети изображения 15 тыс. экспонатов — около половины своего собрания. «Сейчас в интернете мертвые художники живы, а живые — мертвы, — говорит Мац. — У нас нет ресурсов для оплаты авторских прав. Мы хотим обратить внимание политиков и культурных учреждений на эту проблему».

Около полусотни германских музеев, библиотек и архивов подписали так называемую Мюнхенскую ноту — петицию, призывающую принять законодательные меры по этому вопросу на федеральном и европейском уровне. Наряду с Баварской государственной коллекцией картин требование поддержали Архив Documenta в Касселе, Музей Штеделя во Франкфурте, Государственное художественное собрание Дрездена и VG Bild-Kunst.

В открытом письме предлагается ввести фиксированную плату за авторское право для музеев и иных культурных институций, а также обеспечить государственное финансирование для покрытия этих расходов, гарантируя при этом, что художники будут получать положенное вознаграждение. Выдвигается и требование законодательно ограничить «кадрирование», когда другие сайты ссылаются на принадлежащие музею изображения без его согласия или выплат в рамках авторского права.

«В наших же интересах найти решение проблемы, — говорит Хельге Лангхофф, глава отдела лицензирования VG Bild-Kunst. — Мы хотим, чтобы работы художников были представлены в интернете». Лангхофф считает, что законопроект ЕС, касающийся искусства онлайн, будет необходим в долгосрочной перспективе. «Это не произойдет в одночасье, — подтверждает он, — но легче инициировать процесс и завоевать политическую поддержку в Германии, если мы и музеи договоримся».

Среди немногих музеев в Германии, уже выложивших свои коллекции в интернет, — мангеймский Кунстхалле, поддержавший Мюнхенскую ноту. Пожертвований на строительство нового крыла, по словам директора музея Ульрике Лоренц, хватило и на комплексную цифровую стратегию. Музей заключил трехлетний общий договор с VG Bild-Kunst на лицензирование изображений послевоенных и современных произведений искусства для своей онлайн-коллекциии и теперь намерен внимательно следить за посещаемостью сайта. «Это фундаментальный вопрос, — считает Лоренц. — Если мы не решим его с помощью лицензий, контролируемых музеями и приемлемых для художников, все это может привести к искажению нашей культурной памяти». 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+