18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Немецкие музеи требуют смягчения авторских прав

№72
Материал из газеты

Художественные институции Германии не могут выложить свои коллекции в открытый доступ в Сеть из-за высоких авторских отчислений. Ведомство, собирающее эти деньги, согласно с необходимостью перемен

Немецкие музеи вместе с VG Bild-Kunst — ассоциацией, взимающей плату за авторские права от имени художников, — намерены организовать кампанию в поддержку нового законодательства, которое позволит учреждениям культуры размещать в интернете изображения произведений послевоенного и современного искусства из своих коллекций, избежав и огромных переплат, и обкрадывания авторов.

В отличие от коллег из США и Великобритании, немецкие музейщики пока с трудом пробираются в цифровое будущее. Исследование, проведенное Немецкой ассоциацией музеев в начале 2018 года, выявило «катастрофическое» отставание в области оцифровки коллекций. Основные причины — нехватка персонала, отсутствие ноу-хау и ресурсов, а также процветающая бюрократия. Государственные музеи — в Германии их большинство — могут, например, столкнуться даже с запретом на использование социальных сетей.

Музеи во всем мире стремятся расширить доступ к своим коллекциям, выложив их в интернет, однако, как говорит Бернхард Мац, генеральный директор Баварской государственной коллекции живописи, в которую входит 18 собраний, включая Пинакотеку современности в Мюнхене — крупнейший в Германии музей современного искусства, этому благородному стремлению мешает, среди прочего, стоимость приобретения прав на воспроизведение послевоенных и современных работ.

Инициатива германских музейщиков касается произведений ныне здравствующих художников и авторов, скончавшихся за последние 70 лет, то есть тех, чье творчество еще не стало достоянием общественности. Из-за высокой стоимости и административных проволочек при ведении переговоров по вопросам авторского права на воспроизведение таких работ Баварская государственная коллекция картин, по словам ее директора, не смогла разместить в Сети изображения 15 тыс. экспонатов — около половины своего собрания. «Сейчас в интернете мертвые художники живы, а живые — мертвы, — говорит Мац. — У нас нет ресурсов для оплаты авторских прав. Мы хотим обратить внимание политиков и культурных учреждений на эту проблему».

Около полусотни германских музеев, библиотек и архивов подписали так называемую Мюнхенскую ноту — петицию, призывающую принять законодательные меры по этому вопросу на федеральном и европейском уровне. Наряду с Баварской государственной коллекцией картин требование поддержали Архив Documenta в Касселе, Музей Штеделя во Франкфурте, Государственное художественное собрание Дрездена и VG Bild-Kunst.

В открытом письме предлагается ввести фиксированную плату за авторское право для музеев и иных культурных институций, а также обеспечить государственное финансирование для покрытия этих расходов, гарантируя при этом, что художники будут получать положенное вознаграждение. Выдвигается и требование законодательно ограничить «кадрирование», когда другие сайты ссылаются на принадлежащие музею изображения без его согласия или выплат в рамках авторского права.

«В наших же интересах найти решение проблемы, — говорит Хельге Лангхофф, глава отдела лицензирования VG Bild-Kunst. — Мы хотим, чтобы работы художников были представлены в интернете». Лангхофф считает, что законопроект ЕС, касающийся искусства онлайн, будет необходим в долгосрочной перспективе. «Это не произойдет в одночасье, — подтверждает он, — но легче инициировать процесс и завоевать политическую поддержку в Германии, если мы и музеи договоримся».

Среди немногих музеев в Германии, уже выложивших свои коллекции в интернет, — мангеймский Кунстхалле, поддержавший Мюнхенскую ноту. Пожертвований на строительство нового крыла, по словам директора музея Ульрике Лоренц, хватило и на комплексную цифровую стратегию. Музей заключил трехлетний общий договор с VG Bild-Kunst на лицензирование изображений послевоенных и современных произведений искусства для своей онлайн-коллекциии и теперь намерен внимательно следить за посещаемостью сайта. «Это фундаментальный вопрос, — считает Лоренц. — Если мы не решим его с помощью лицензий, контролируемых музеями и приемлемых для художников, все это может привести к искажению нашей культурной памяти». 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+