Произведения живописи, графики, скульптура, эскизы к театральным постановкам, прикладное искусство, нумизматика — все это предоставили из своих собраний три петербургские семьи — Палеевых, Березовских, Наумовых. Значительную часть экспозиции составляют работы, ранее практически неизвестные зрителям, а некоторые из них стали открытием и для специалистов.
«Здесь показано лучшее, что есть в каждой из этих коллекций, — сказала на открытии выставки Евгения Петрова, заместитель директора ГРМ. — Уровень всех вещей очень высокий. Есть вещи, равные нашим музейным, есть такие, каких нет даже у нас. Да, мы стараемся регулярно включать предметы из частных коллекций в наши выставки, первая выставка из частных коллекций — “Время собрать” — прошла уже больше десяти лет назад. Любой художник сделал за свою жизнь гораздо больше, чем то, что хранят музеи, и зачастую в частных руках оказываются вещи неожиданные, очень важные для творчества художников. Такие выставки становятся настоящим открытием для всех нас».
Все три представленные в Корпусе Бенуа коллекции — серьезные по масштабу и очень значимые по составу, но разные по истории возникновения и отношению к ним владельцев.
Самая ранняя по времени появления принадлежит семье Палеевых. Собирал ее Илья Исаакович Палеев (1901–1970), профессор Политехнического института. И на сегодняшний день это практически единственная ленинградская-петербургская «профессорская» коллекция, сохранившаяся в неприкосновенности и в неизменном виде. Как рассказал корреспонденту TANR Владимир Палеев, сын собирателя и владелец коллекции, отец начинал в послевоенные годы с художников-передвижников, но довольно скоро переключил свое внимание и интерес на работы членов Союза русских художников, на мастеров «Мира искусства», «Бубнового валета». Вещи попадали в коллекцию из семей художников, со многими из которых Илья Палеев был близко знаком. Многие годы дружбы связывали его с Владимиром Лебедевым, Натаном Альтманом, Робертом Фальком, у которого в Москве Илья Исаакович много раз бывал в гостях. «У него были свои пристрастия, он, например, не любил абстракцию, Кандинского, Малевича, — рассказал Владимир Палеев. — Но собирал Лебедева, Петрова-Водкина, Серебрякову. Я не продолжал это занятие, но и никогда не продавал работы из коллекции отца».
Коллекция Владимира Березовского начала формироваться в 1980–90-х годах. Это собрание новой эпохи — времени открытых границ, отсутствия цензуры, когда в России начали формироваться зачатки арт-рынка. Владимир Березовский — не только собиратель, но и дилер, владелец KGallery. Круг его коллекционерских интересов очень широк, но в нем ярко выражены определенные пристрастия и направления: «Мир искусства», Союз русских художников, мастера ленинградской школы 1920–40-х годов, «группа одиннадцати», ленинградский андеграунд.
Кирилл и Юлия Наумовы — семья молодых коллекционеров, чье собрание сформировалось в последнее десятилетие благодаря приобретениям на аукционах. В отличие от Палеева и Березовского Наумовы представляют в своей коллекции и искусство XIX века, а также миниатюру, гравюру, медали, произведения как российских, так и зарубежных мастеров.
У всех трех коллекций есть заметная общая черта: их действительно можно назвать петербургскими, в них обязательно есть имена, неразрывно связанные с городом, его художественным наследием и атмосферой. У всех собирателей представлен выдающийся русский и советский график Владимир Лебедев, у всех есть работы Кузьмы Петрова-Водкина, Бориса Григорьева. В собрании Палеева представлен великолепный и совершенно неожиданный Натан Альтман — Илья Палеев много лет дружил с художником, и в его собрании есть работы мастера, которые стали открытием даже для Русского музея.
«Надо признаться, что эта выставка была для нас очень непростой, — сказала Евгения Петрова. — Существуют традиции музейных развесок, а здесь было много вещей в своих рамах, висевших в квартирах не так, как их представили бы в музее. Для нас было важно сделать выставку профессионально и сохранить при этом атмосферу квартирных развесок, которая дает представление о жизни вещей в частном доме. Мы решили эту задачу. Но главное, нам удалось добавить в общую картину истории российского искусства недостающие и очень важные для полноты ее восприятия детали».
ГРМ, Корпус Бенуа
«Три коллекции», до 10 июня