18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Ни дня без Леонардо, ни строчки без рефлексии

№72
Материал из газеты

Накануне 500-летия со дня смерти великого художника и инженера вышла книга под интригующим заглавием «Моя жизнь с Леонардо» профессора Оксфорда Мартина Кемпа. Спустя короткое время издательство «Слово» выпустило ее русскоязычный вариант

«Книга эта — глубоко личная история моих отношений с Леонардо да Винчи, охватывающая полвека исследований», — преду­преждает читателя во «Введении» ее автор Мартин Кемп, почетный профессор Окс­фордского университета. Одиннадцать глав его богато иллюстрированного опуса посвящены, на первый взгляд, произвольно возникающим темам и сюжетам из наследия Леонардо. Предвидя вопросы, Кемп объясняет свой выбор «автобиографичностью» новой книги. Однако начинается она все же с описания жизни самого Леонардо: «Поскольку последующие главы очень неполно освещают его основные творческие достижения, я надеюсь, предлагаемый краткий биографический очерк (который при желании можно пропустить) будет нелишним».

Далее идут те самые главы, написанные неожиданно живо, с забавными бытовыми деталями и яркими характеристиками людей. Научные исследования настолько изящно вплетены в ткань сопутствующих событий, что едва ли не главным достоинством книги становится «эффект присутствия», длящийся от начала и до конца чтения. Например, автор погружает читателя в атмосферу споров сторонников и противников реставрации «Тайной вечери», проводившейся с 1977 по 1999 год, давая шанс и нам занять собственную позицию: видим ли мы теперь подлинник или только отдаленное его подобие.

«Джоконда» — еще один важный этап в биографии ученого. В главе «Глядя на Лизу» самыми интересными представляются рассказы об ощущениях Кемпа, которому дважды выпадала удача близко видеть картину — без пуленепробиваемого футляра и рамы. Автор в деталях описывает тот «странный, нереальный, сбивающий с толку и волнующий опыт».

И почти сразу за этим Кемп меняет жанр, предлагая настоящий криминальный триллер — историю «Мадонны с веретеном», похищенной в 2003 году из замка Драмланриг в Шотландии и обнаруженной усилиями целой армии детективов при участии экспертов, в том числе самого Кемпа. Не сбавляя темпа, автор переходит к случаю «Прекрасной принцессы», которую он, несмотря на сомнения других искусствоведов, считает подлинником Леонардо. В 2010 году он даже опубликовал монографию, поведав о том, как команда специалистов под его руководством нашла достаточно веские доказательства авторства. Напомнив об этой коллизии, Кемп развивает ее сюжет. Следом идет недавняя история с картиной «Спаситель мира», которую заслуженный эксперт тоже склонен считать произведением Леонардо. 

А потом возникает непредсказуемый поворот — глава о «Коде да Винчи», ставшем мировым бестселлером. Об оценке романа Дэна Брауна говорит уже само ее название — «Коды и абракадабра», однако Кемп методично разбирает все конспирологические несуразицы. И в финале объясняет, почему решил посвятить «Коду» специальный раздел. Объяснение это заслуживает того, чтобы стать главным посылом всей его книги: «Мы не можем стереть феномен „Да Винчи“ из мировой культуры. Перед лицом этого ошеломляющего разнообразия интерпретаций какой совет я могу дать тем, у кого нет времени или профессиональных навыков, чтобы проверить достоверность того, что они видят и слышат? Говорю не задумываясь: читайте самого Леонардо. Во всей этой шумихе, окружающей Леонардо в наши дни, только его голос единственно подлинный. И смотрите, разглядывайте его картины и рисунки. Ничто с ними не сравнится». 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+