18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Слегка хаотический эпистолярий Давида Бурлюка

№72
Материал из газеты

Основатель русского футуризма не относился к приверженцам мейл-арта, однако его почтовая корреспонденция сама собой складывается в сборник психологических портретов

Однажды Марсель Пруст выразился, что человек есть точка пересечения социальных связей других людей. Если развивать эту мысль, то Давид Бурлюк был оживленным перекрестком — неутомимым организатором футуристов, путешественником, поэтом, художником, издателем. Бурлюк прожил долгую жизнь и сумел сделать себе имя и в Старом, и в Новом Свете, а один из его корреспондентов, Сергей Судейкин, резонно написал: «Если ты выживаешь в Нью-Йорке, тогда ты точно сможешь выжить в любом художественном климате».

Энергичный культуртрегер Бурлюк, поселившись в Америке, скоро завязал важные знакомства, в том числе с галеристкой Катрин Дрейер, основательницей художественного общества Société anonyme. Дрейер с соратниками провела более 80 выставок авангардистов в США. Персональная выставка Бурлюка состоялась в 1924 году.

Разумеется, Бурлюк вел активную переписку по всему миру с русскими художниками, главным образом переписку деловую. В его фонде в Российской государственной библиотеке хранится свыше 200 почтовых посланий; 72 письма от 19 художников, написанные в 1925–1966 годах, прокомментировал Владимир Поляков. Диапазон авторов весьма широк — от столпов советского авангарда Казимира Малевича и Михаила Матюшина до американского друга СССР Рок­уэлла Кента. Составитель разделяет этот слегка хаотический эпистолярий на несколько групп.

Прежде всего, это переписка с советскими художниками, главным образом москвичами (Николай Кузьмин, Аристарх Лентулов) и киевлянами (Павел Голубятников, Виктор Пальмов). Переписка велась во второй половине 1920-х — начале 1930-х, когда выставки художников Страны Советов устраивались за рубежом, сами они нередко и надолго выезжали, да и эмигрант Бурлюк имел возможность выставляться вместе с группой «13» в апреле 1931 года в Москве. Второе направление переписки — русские художники-эмигранты: Борис Григорьев, Иван Загоруйко, Михаил Ларионов. Их письма носили не только деловой, но и ностальгический, лирический характер. Интерес представляет также ряд писем к Бурлюку от его молодых товарищей по Лонг-Айленду — неутомимый Дэви и там собрал вокруг себя общину художников — уроженцев Российской империи (братья Сойер, Николай Циковский). Поддерживал он контакты и с молодым советским поколением — ему писали Дмитрий Краснопевцев и Игорь Шелковский.

Вероятно, Бурлюк был отзывчивым и доброжелательным человеком. Во всяком случае, память Ларионова сохранила прелестную улыбку лидера футуристов. Большинство респондентов делились с ним беспокойством о своем здоровье (возможно, так было проще просить Бурлюка о посредничестве в продаже картин «богачам Эльдорадо» — жителям США).

За единичными исключениями, письма из настоящего сборника публикуются впервые. В них можно отыскать разрозненные, но редкие сведения по истории русского изобразительного искусства ХХ века. Например, Лентулов хотел писать летопись «Бубнового валета» и разделял группу на два крыла — радикальное и консервативное (ко второму относил Петра Кончаловского, Александра Куприна, Илью Машкова). Юлий Блюменталь, художник и директор музея в Уфе, где сохранилось много работ Бурлюка башкирского периода (1915–1918), помогал Эриху Голлербаху в подготовке монографии о художнике, которая вышла в США в 1930-м. В частности, Блюменталь делал фотографии картин из уфимского собрания. Художник Константин Терешкович, живший во Франции, давал ценные советы перед предстоящей в 1949 году экспедицией Бурлюков в Прованс по следам Винсента ван Гога.

Ларионов и Загоруйко намеревались писать мемуары о рано и темно умершем Владимире Бурлюке. По сведениям Давида, его младший брат погиб на Салоникском фронте в 1917 году. Ларионов в переписке сожалеет об их несостоявшейся встрече во Франции. Составитель книги Поляков полагает, что Владимир Бурлюк мог быть там после войны, а значит, дату его смерти следует отодвинуть к 1920-м го-дам. Впрочем, Бурлюк мог оказаться во Франции уже в 1916-м, откуда экспедиционный корпус Антанты и перебросили в Грецию.

Художники — мастера цвета, линии, перспективы; мастерами слова они бывают не так часто. Письма коллег к Давиду Бурлюку не отличаются изысканным стилем, но их объединяет деловитый тон людей, всецело поглощенных творчеством. Пожалуй, откровеннее других высказался известный литературными опытами Борис Григорьев: «Работаю от зари до зари — верю, что работа моя спасет, да в ней только и забвение. Все кризисы пройдут, останется только искусство». От одних героев настоящего сборника осталось множество творений, другие по разным причинам оказались в тени, но их переписка с русским американцем Бурлюком — примечательный комментарий и к их собственному творчеству, и к летописи русского искусства ХХ века. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+