18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Люди не вороны

Выставка Хаима Сокола о холокосте открылась в Новой Третьяковке. В чем ее важность, объясняет Ольга Кабанова

Писать и думать о выставке Хаима Сокола «В некотором смысле я становлюсь ими, а они становятся мной» трудно, а критически — и вовсе невозможно. Всякое произведение, что посвящено трагедии холокоста, заранее неподсудно: кто же знает, как можно ее выразить, какое решение будет здесь адекватным? Впрочем, сам художник уточняет, что делал работу не о самой трагедии, а о мучительной памяти о ней, а также «и о разрушении Храма, и о погромах, и об апартеиде, ксенофобии и рабстве», да еще «и о борьбе, о сопротивлении, об избавлении». И даже «о том, как нести этот тяжкий груз и не упасть».

Все эти цитаты из вступительного текста к выставке свидетельствуют не столько о гордыне художника, поставившего перед собой неподъемную задачу высказаться обо всех массовых и ужасающих несправедливостях сразу, сколько о его собственной растерянности перед уму непостижимыми трагедиями целых народов и проклятым вопросом, почему он, их не переживший, тоже стал жертвой. Текст этот вроде бы не обещает катарсиса, так что и ждать его от просмотра не стоит.

Выставка составлена из легко читаемых метафор. Быстро написанные сухой кистью черной краской по бумаге и ткани волки, птицы и крысы, поодиночке и стаями — вражеская нечисть, ненавидимая и презираемая людьми. Старый шкаф с веревочной лестницей внутри — символ заточения, надежды на побег и его невозможности. Посреди зала лежит куча хлама, в которой по брючине и жалостливым колготкам можно угадать обнявшихся юношу и девушку — люди, выброшенные на помойку. Черная масса понурых фигур, бесконечной вереницей гонимая в неизвестность на длинном «Свитке», — самый выразительный и не нуждающийся в пояснении образ «миллионов убитых задешево». И чтобы не оставалось сомнений, о чем говорит автор, над залом светится неоновая надпись “Un/reine seite” — «Чистая/нечистая стороны», висевшая в нацистских лагерях уничтожения людей.

Выставка Хаима Сокола организована в Новой Третьяковке галереей «Триумф», посольством Израиля и израильским культурным центром «Натив». Выступавшие на открытии взволнованно и серьезно говорили и о гибели родственников в гетто, и об угрозе возрождения ненависти к «чужим», но, только когда главный раввин России Берл Лазар прочитал кадиш, поминальную молитву, присутствовавшие вздохнули: отпустило.

Хаим Сокол, зрелый, думающий и отлично владеющий словом художник, все время берется за сложные и исключительно важные темы. Он многим запомнился своими объектами — иллюстрациями к «Котловану» Андрея Платонова и несколькими совместными работами с московскими гастарбайтерами. Не все из его попыток высказаться о главном можно считать однозначно успешными, но необыкновенно важны сами эти попытки. Потому что без опыта этих высказываний, без стремления осознать травмы невозможно оставаться современным, актуальным художником.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+