18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Люди не вороны

Выставка Хаима Сокола о холокосте открылась в Новой Третьяковке. В чем ее важность, объясняет Ольга Кабанова

Писать и думать о выставке Хаима Сокола «В некотором смысле я становлюсь ими, а они становятся мной» трудно, а критически — и вовсе невозможно. Всякое произведение, что посвящено трагедии холокоста, заранее неподсудно: кто же знает, как можно ее выразить, какое решение будет здесь адекватным? Впрочем, сам художник уточняет, что делал работу не о самой трагедии, а о мучительной памяти о ней, а также «и о разрушении Храма, и о погромах, и об апартеиде, ксенофобии и рабстве», да еще «и о борьбе, о сопротивлении, об избавлении». И даже «о том, как нести этот тяжкий груз и не упасть».

Все эти цитаты из вступительного текста к выставке свидетельствуют не столько о гордыне художника, поставившего перед собой неподъемную задачу высказаться обо всех массовых и ужасающих несправедливостях сразу, сколько о его собственной растерянности перед уму непостижимыми трагедиями целых народов и проклятым вопросом, почему он, их не переживший, тоже стал жертвой. Текст этот вроде бы не обещает катарсиса, так что и ждать его от просмотра не стоит.

Выставка составлена из легко читаемых метафор. Быстро написанные сухой кистью черной краской по бумаге и ткани волки, птицы и крысы, поодиночке и стаями — вражеская нечисть, ненавидимая и презираемая людьми. Старый шкаф с веревочной лестницей внутри — символ заточения, надежды на побег и его невозможности. Посреди зала лежит куча хлама, в которой по брючине и жалостливым колготкам можно угадать обнявшихся юношу и девушку — люди, выброшенные на помойку. Черная масса понурых фигур, бесконечной вереницей гонимая в неизвестность на длинном «Свитке», — самый выразительный и не нуждающийся в пояснении образ «миллионов убитых задешево». И чтобы не оставалось сомнений, о чем говорит автор, над залом светится неоновая надпись “Un/reine seite” — «Чистая/нечистая стороны», висевшая в нацистских лагерях уничтожения людей.

Выставка Хаима Сокола организована в Новой Третьяковке галереей «Триумф», посольством Израиля и израильским культурным центром «Натив». Выступавшие на открытии взволнованно и серьезно говорили и о гибели родственников в гетто, и об угрозе возрождения ненависти к «чужим», но, только когда главный раввин России Берл Лазар прочитал кадиш, поминальную молитву, присутствовавшие вздохнули: отпустило.

Хаим Сокол, зрелый, думающий и отлично владеющий словом художник, все время берется за сложные и исключительно важные темы. Он многим запомнился своими объектами — иллюстрациями к «Котловану» Андрея Платонова и несколькими совместными работами с московскими гастарбайтерами. Не все из его попыток высказаться о главном можно считать однозначно успешными, но необыкновенно важны сами эти попытки. Потому что без опыта этих высказываний, без стремления осознать травмы невозможно оставаться современным, актуальным художником.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
5
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+