18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Суд поставит точку в деле о «Неизвестном» Франса Халса

Sotheby’s вернул американскому коллекционеру $11,2 млн за картину, чья подлинность вызывает сомнения, и теперь судится с инвестором Дэвидом Ковицем

Портрет неизвестного мужчины с подписью Франса Халса оказался в центре судебного дела, которое разбиралось в начале апреля в Коммерческом суде в Лондоне и стало кульминацией давнего правового конфликта между Sotheby’s и лондонским дилером Марком Вайсом.

В 2001-м Sotheby’s, действовавший от лица Вайса, продал картину американскому коллекционеру Ричарду Хедрину за $11,2 млн в частной сделке. Произведение было приобретено у Джулиано Руффини, гражданина Франции, живущего в Северной Италии. Однако позднее Джеймс Мартин, основатель принадлежащей теперь Sotheby’s лаборатории Orion Analytical, заявил, что картина, «вне всяких сомнений, является современной подделкой». Аукционный дом полностью компенсировал Хедрину заплаченные за портрет деньги еще в 2016 году и теперь пытается взыскать убытки с Вайса. Кроме того, Sotheby’s подал иск против лондонской компании Fairlight Arts Venture, которая тоже участвовала в сделке.

Впервые портрет всплыл в парижском Christie’s в ноябре 2007 года, куда его принес Руффини. Позднее он утверждал, что приобрел картину у «бойфренда одного испанского дипломата, умершего на юго-западе Франции». Произведением заинтересовался Лувр, и в октябре 2008-го французское правительство присвоило ему статус национального сокровища. Картину ненадолго отправили в лабораторию национальных музеев Франции, где отметили «замечательную сохранность» полотна, на котором не было обнаружено никаких признаков исправлений, сделанных самим художником, и «почти никаких следов реставрации».

Как бы то ни было, Лувр не смог собрать нужную сумму. Сын Руффини забрал портрет из Christie’s и поместил в хранилище в Париже, где посредник, попросивший не называть его имени, и показал его Вайсу. Руффини рассказал The Art Newspaper, что получил за произведение €3 млн.

Продажа состоялась в июне 2011 года. Картина привлекла внимание Sotheby’s, и его сотрудники показали ее Хедрину, девелоперу из Сиэтла. Тот купил работу за $11,2 млн, из которых $10,7 млн получил Вайс, а комиссия Sotheby’s составила $537,5 тыс.

Проблемы начались после того, как в марте 2016 года полиция конфисковала с выставки на юге Франции полотно якобы кисти Лукаса Кранаха Старшего, ранее тоже принадлежавшее Руффини. Представители нью-йоркского офиса Sotheby’s предложили Хедрину сдать принадлежащий ему портрет на анализ в Orion Analytical. Из лаборатории сообщили, что обнаружили два современных пигмента: фталоцианиновый синий в материале под красочным слоем и титановый белый в самой картине.

До начала судебного разбирательства Вайс заявлял, что не признает результатов их исследования, и настаивал на том, что портрет — «подлинник Халса и одно из великолепнейших произведений, с которыми мне приходилось иметь дело». Он перечислял имена экспертов, «подтвердивших подлинность портрета», в числе которых искусствовед Сеймур Слайв и Питер Бисбур, бывший главный куратор музея художника в Харлеме, заявивший, что «сразу же узнал изящество и свободу Франса Халса». Кроме того, Вайс ставил под сомнение независимость Джеймса Мартина: Sotheby’s купил его лабораторию в разгар конфликта, а затем нанял его для создания своего научно-исследовательского отдела. 

Однако перед судом в Лондоне сам Вайс не выступал, потому что 1 апреля, за десять дней до начала слушаний, заключил мировое соглашение с Sotheby’s на сумму $4,2 млн. Теперь ответчиком по делу остается лишь компания Fairlight Arts Venture, принадлежащая Дэвиду Ковицу. Инвестиционный фонд приобрел портрет совместно с Вайсом в 2010 году за €3 млн у Джулиано Руффини, который находится в центре расследования во Франции, касающегося серии якобы поддельных работ старых мастеров.

На заседании суда в начале апреля Джеймс Мартин вновь повторил, что портрет с подписью Франса Халса «является современной подделкой». Однако адвокат ответчика оспаривал «объективность» позиции Мартина, указывая на то, что он действует в интересах Sotheby’s и не может считаться независимым экспертом. «Я выступаю на стороне научного исследования, которое доказало, что работа выполнена в ХХ веке», — возражал ему Мартин. 

Другой свидетель, ведущий эксперт по Халсу Клаус Гримм, добавил, что никогда не верил в то, что портрет, который не имеет какого-либо достоверного провенанса, мог быть создан Франсом Халсом.

Марк Вайс требует, чтобы Fairlight Arts Venture выплатила половину необходимой суммы Sotheby’s, но Ковиц настаивает на том, что действовал не как «партнер» дилера, а как «финансист», который предоставлял средства на его некоторые приобретения. Между тем аукционный дом хочет вернуть свои деньги, потому требует в суде признать фирму Ковица «совладельцем картины». «Fairlight Arts Venture не была стороной в договоре купли-продажи, поэтому не может нести ответственность за любые потери Sotheby’s», — возражает Ковиц. Судебное разбирательство продолжалось две недели, однако судья оставил за собой решение до лета.

Парадоксально, но сам Руффини не участвует в этом процессе. Руффини постоянно подчеркивает, что он коллекционер, а не дилер, и говорит: «Я всего лишь любитель, я не куратор и не эксперт; это они сказали, что это портрет кисти Франса Халса». 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+