18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Что представляют собой отечественные аукционы к окончанию сезона 2013–2014

Культурная столица

В Петербурге — огорчительное затишье. Российский аукционный дом в этом полугодии торгов, связанных с искусством, не проводил ни в одной из столиц. (Осенью у него запланировано два аукциона — букинистический и «Антиквариат и предметы искусства».) «Русские сезоны» в 2014 году торги не проводили — нет информации ни по очным, ни по онлайнторгам; на сайте «Русских сезонов» висит сообщение о временной приостановке работы сайта в связи с разделом бизнеса между партнерами, Виктором и Анной Лебедевыми. Там же сообщается о планируемом возобновлении онлайн-торгов, обновлении ассортимента и открытии нового антикварного салона на Литейном, д. 26, однако без указания конкретных дат. Начавший работать в прошлом году «Арт-Юнион» 13 апреля провел аукцион «Советское искусство», где в числе 207 лотов (продано 56, вполне рабочая ситуация для молодого аукционного дома) присутствовали работы Аркадия Пластова, Александра Самохвалова и Ореста Верейского. Официальной информации о дальнейших планах аукционного дома пока нет.

Просто столица

В Москве тоже есть участники рынка, взявшие паузу: аукционный дом «Знакъ-Арт», у которого последние торги прошли 7 декабря 2013 года, и снизившая аукционную активность галерея «Эритаж» (последние торги — 23 мая 2013 года).

А все остальные на месте. По одному аукциону провели галерея «Альбион» и Галерея Леонида Шишкина; верен своей постоянной аудитории и привычно плотному расписанию аукционный дом «Гелос». Тремя аукционами отметился Восточно-Европейский антикварный дом. Случилось даже прибавление: 31 мая оружейный салон «Артемида», находящийся на Тимирязевский улице, провел аукцион «Антикварное и гражданское оружие, предметы декоративно-прикладного искусства, живопись и графика»; впоследствии «Артемида» обещает проводить аукционы антикварного и комиссионного оружия каждый последний четверг месяца.

Ветеран «Магнум-Арс» в марте выставил на торги «Русская и западноевропейская живопись, графика XIX—XX веков» 109 лотов (продано 50, то есть 45,9%), крепкую подборку востребованных имен. Дороже всего, по $40 тыс., ушли Весна Леонарда Туржанского (1909, холст, масло, 46,5×100,5 см) и эскиз декоративного панно кисти Александра Яковлева Нептун и Церера (1930-е, бумага на оргалите, темпера, масло, 44,5×104,8 см).Напомнил о себе аукционный дом «Антиквариум», открывшийся прошлой осенью. В апреле он провел букинистический аукцион и торги «Русское и западноевропейское искусство», где из 210 лотов был продан 101 (48,1%), что есть приличный результат даже для антикварных домов с опытом. Аукционный дом «Совком» провел два онлайнаукциона (о российских интернет-аукционах читайте на стр. 55) и один традиционный аукцион «Русское и западноевропейское искусство XIX—ХХ веков» с богатым каталогом и впечатляющими резуль-татами: из 177 лотов продано 116 (65,5%). Рекордсменом с 17 млн руб. стал лот из трех иллюстраций Юрия Пименова к книге Самуила Маршака Хороший день (1948, бумага, масло); на втором месте с 7,5 млн руб. — оригинал обложки Наша авиация Александра Дейнеки (1939, бумага, гуашь, 23×23 см).

На апрельском аукционе «Русской эмали» суммарно доля ухода составила 36,9%, однако в стринге декоративно-прикладного искус-ства, традиционно сильного у этого аукционного дома, результаты были выше, и доля ухода дошла до 50%. Всего весной «Русская эмаль» провела два аукциона, третий запланирован на 28 июня.

Тренды, бренды

Среди девяти аукционов «Дома антикварной книги в Никитском» один, под названием «PRO Искусство», состоялся 29 мая 2014 года и принес достойный результат: из 309 выставленных лотов было продано 156 (50,5%). Самой высокой цены достигла работа Станислава Жуковского Зимний пейзаж (1910-е, холст, масло, 58,5×71 см), проданная за 1,2 млн руб.; еще один Жуковский — Зеленая аллея (начало 1930-х, холст, масло, 70×56 см) — ушел за 1,125 млн руб. Молодой, но энергичный аукционный дом «Три века» провел весной шесть аукционов. 13 апреля из 211 выставленных лотов было продано 84 (39,8%), 25 мая — 75 лотов из 191 (39,3%), Портрет женщины в синей шали Иосифа Олешкевича (1814, картон, масло, 27,6×22,5 см) был успешно продан за 1,9 млн руб. На букинистическом аукционе, также проводившемся в этот день, за 2,4 млн руб. был продан исключительно редкий комплект лубочных картинок времен Первой мировой войны Картинки — война русских с немцами (1914—1915), где к основному полному комплекту прилагалась дополнительная сюита в 100 листов, отпечатанная на шелке различного цвета. Аукционный дом «Кабинетъ» провел за весну семь аукционов, из которых три были посвящены живописи и графике. Так, 26 февраля «Кабинетъ» выставлял 165 лотов, продал 98 (59,4%); 10 июня к покупателям ушло чуть меньше лотов, 85 из 150 (56,7%), но стали рекордами для «Кабинета» продажи картины Николая Рериха Утро. Карельская сюита (1917, фанера, масло, 32,3×40 см, 3,5 млн руб.) и роскошной Красавицы на берегу озера Ладо Гудиашвили (конец 1930-х — 1940-е, картон, масло, 33×40 см, 3,2 млн руб.) — это, кстати, первая в истории отечественного рынка продажа живописной работы Гудиашвили внутри страны, ранее покупателям предлагалась только графика.

Год назад мы отмечали (TANR, № 06 (15)), что июнь для антикварного рынка стал полноценным рабочиммесяцем. Сегодня можно добавить, что покупательская активность вслед за графиком проведения аукционов начинает перетекать в июль — что будет только радовать покупателей, особенно если аукционные дома смогут собирать такие же качественные коллекции, как этой весной. Говоря о другой тенденции, следует отметить, как все чаще аукционные дома модифицируют собственный профиль, уклоняясь от «генеральной линии», и делают это вполне успешно (это не касается аукционов, посвятивших себя нумизматике, фалеристике и бонистике, таких как «Империя», «Знакъ», «Монеты и медали»). Сейчас никого не удивят букинисты, проводящие удачные торги живописи, или, напротив, специалисты по декоративно-прикладному искусству, грамотно подбирающие коллекции антикварных книг, как и чередование ювелирных и нумизматических аукционов у одного организатора. Нет, это не случайные продажи случайно попавших в руки непрофильных коллекций и предметов — это наше аукционное сообщество так стремится к разумной диверсификации и расширению аудитории. Сравнение только на первый взгляд может показаться смелым, но стоит лишь оглянуться, чтобы увидеть: в этом смысле наши аукционные дома движутся совершенно в русле общемировой практики.
 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+