18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Открыт еще один художник русского зарубежья Константин Кузнецов

Фонд содействия сохранению творческого наследия художника Константина Павловича Кузнецова выпустил первую в России монографию об импрессионисте

22 апреля в Государственном институте искусствознания (ГИИ) состоялась презентация фонда Константина Кузнецова. Организаторы представили книгу «Константин Кузнецов: русский, который один из нас» — первое издание о художнике на русском языке. На следующий день там же прошел круглый стол «Константин Кузнецов: возвращение в контекст», в рамках которого выступили заместитель директора по научной работе ГМИИ им. Пушкина Илья Доронченков, Анна Познанская и Алексей Петухов из ГМИИ, Наталья Демина из Эрмитажа, Анастасия Винокурова из Музея русского импрессионизма, искусствоведы Ольга Давыдова и Павел Павлинов, а также главный хранитель музея в Понт-Авене Эстель Гий де Бютт-Фресно. В залах института можно было увидеть мини-выставку произведений Константина Кузнецова 1900–1930-х годов.

Это был первый показ его работ в России и первый проект Фонда содействия сохранению творческого наследия художника Константина Павловича Кузнецова, основанного в 2017 году по инициативе коллекционера и предпринимателя Андрея Щербинина. Впрочем, возвращение творческого наследия Кузнецова на родину началось гораздо раньше. В 2015 году собиратель советской живописи Андрей Щербинин случайно обнаружил и приобрел в одной из французских галерей несколько картин с подписью «Кузнецов». Он сразу обратил внимание на прекрасную живопись и задался целью установить автора работ. Однако первые попытки узнать что-то о художнике оказались безуспешными. В течение следующих лет при помощи искусствоведов Константина Ещеркина и Екатерины Усовой удалось не только выяснить обстоятельства жизни «русского француза» Константина Кузнецова (1863–1936), но и связаться с его потомками, живущими во Франции. В результате в Россию вернулась большая часть его творческого наследия: около 300 картин, 100 графических работ и архив. По словам Щербинина, за последние четыре года было проведено множество исследований, сотрудники фонда объездили музеи и архивы в России и за рубежом, и итогом этой деятельности стала книга о Константине Кузнецове, подготовленная Екатериной Усовой и изданная студией графического дизайна ABCdesign. Коллекционер отметил, что свою миссию он видит в содействии сохранению творческого наследия художника — именно это и вынесено в название фонда. «Кузнецов — действительно большой, великий русский художник», — сказал Андрей Щербинин на презентации.

Деятельность фонда поддержала Наталия Сиповская, директор ГИИ. На презентации она зачитала приветственное письмо министра культуры РФ Владимира Мединского, направленное «организаторам и участникам проекта, посвященного популяризации творчества художника Константина Кузнецова в России». В своем выступлении она вспомнила о научных изысканиях покойного супруга, искусствоведа Андрея Толстого, автора книги «Художники русской эмиграции» — первого и самого монументального труда по этой теме. «Андрей был бы очень рад появлению такого фонда и этой книги», — сказала Сиповская. Она отметила, что Толстой не любил словосочетание «художники русского зарубежья», словно выделяющее их в какую-то резервацию. Гораздо важнее для него была включенность художников русского происхождения в интернациональный художественный процесс, их международное признание.

Именно о месте Константина Кузнецова в мировом искусстве речь шла и на круглом столе, среди участников которого был Алексей Петухов, автор вступительной статьи к книге о художнике. «И беглого взгляда на полотна Кузнецова достаточно, чтобы удостовериться, что диалог с мэтрами импрессионизма далеко не исчерпывался для него беглым освоением эффектных приемов… Он внимательно изучает все стадии развития импрессионизма и реконструирует для себя его историю, останавливая внимание на наиболее выразительных чертах. В пору сложения художественной индивидуальности Кузнецова основателям импрессионизма было уже за шестьдесят, и вначале русского живописца в равной степени привлекают и дымчатые силуэты позднего Дега, и свободные до резкости мазки зрелого Сислея, и оттенки тел моделей Ренуара завершающего периода его творчества», — пишет Петухов в статье «„Парижский Кузнецов“. Русский мастер в контексте европейской художественной культуры первой трети ХХ века».

Уроженец Нижегородской губернии, Кузнецов с 1900 года жил в Париже, где быстро стал постоянным участником известных салонов: Национального общества изящных искусств, Осеннего салона и Салона независимых. Его картины экспонировались на отечественных и зарубежных выставках рядом с произведениями Пьера Боннара, Виктора Борисова-Мусатова, Мориса Дени, Василия Кандинского, Михаила Ларионова, Анри Матисса. Он получил художественное образование в частной академии Фернана Кормона и добился признания. Был обласкан как русской, так и французской критикой: о нем благосклонно отзывались Гийом Аполлинер, Роже Маркс, Франсуа Тьебо-Сиссон и даже язвительный Александр Бенуа. Кузнецов происходил из богатой купеческой семьи и, переехав во Францию, долгое время располагал средствами, которые позволяли ему не продавать работы. Он не желал сотрудничать с галеристами и, по воспоминаниям дочери, отказался заключить контракт даже с прославленным Амбруазом Волларом. Когда Константин Павлович в 1936 году ушел из жизни, в ателье художника на улице Буассонад в Париже остался основной корпус его творческого наследия. 

Ряд произведений Кузнецова есть в собраниях Музея Орсе и Музея Карнавале в Париже, Музея изящных искусств Понт-Авена, Музея Эжена Будена в Онфлере, Музея изящных искусств Кемпера, Художественного музея Гааги, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея. Огромная заслуга в сохранении работ Кузнецова принадлежит его потомкам. Многие десятилетия семья не просто бережно хранила произведения своего русского dedouchka, как пишет Екатерина Усова в книге, но и скрупулезно их каталогизировала, устраивала выставки, а внучка Кузнецова Моник Вивье-Брантом даже защитила диссертацию в Школе Лувра и выпустила монографию о художнике.

Сейчас привезенные в Москву холсты исследуются и реставрируются. Их сохранность уникальна, на каждой из картин остались авторские пометы, выставочные ярлыки, номера парижских салонов. В планах фонда — организация монографической выставки произведений Константина Кузнецова в одном из российских музеев.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+