18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Венецианская биеннале готова к чрезвычайному положению

Ральф Ругофф, куратор 58-й Венецианской биеннале, вызывает огонь на себя, делая выставку «Не дай вам бог жить в эпоху перемен», где искусство непосредственно откликается на современность

Какой бы в итоге ни оказалась главная выставка Венецианской биеннале «Не дай вам бог жить в эпоху перемен» Ральфа Ругоффа — хорошей ли, плохой или очень плохой (большинство международных биеннале — сомнительного качества дорогие декорации для селфи), — важно, что куратор сделал ставку на искусство наших дней, в то время как в последние годы многие его коллеги избегают этого. Они предпочитают выкопать какого-нибудь умершего художника середины прошлого века, обойденного при жизни должным вниманием. Это, бесспорно, благородная миссия — полезная и нужная практически во все другие времена. Но именно сейчас времена не такие.

Ругофф заявил, что не хочет включать в свою биеннале «большой отряд мертвых художников». «Я хотел работать с художниками, так или иначе откликающимися в своем творчестве на времена, в которые мы живем». Аминь! Кураторам стоило бы взять на вооружение эту стратегию и перестать упиваться властью, вернув бразды правления художникам. Но только это в сотню раз рискованнее. (Ведь считается, что, чем больше на выставке «древностей», тем неуязвимее она для критики: кто будет плохо говорить о покойниках? какой в этом смысл?)

Мы живем в условиях чрезвычайного положения; нам нужно видеть, что сейчас думают и делают художники. Мы должны хранить верность искусству; не стоит предавать его ради копания в архивах и минимизации рисков.

Момент, в который мы живем, давит на нас, настойчиво требует нашего внимания. Любое произведение, создающееся сегодня — неважно, хорошее или плохое, — в любом случае остается произведением искусства, созданным в период зарождения фашизма, усиления тоталитаризма, на пороге появления десятков миллионов беженцев, вызванного умышленным экологическим разрушением планеты. В следующем веке Венеция, скорее всего, окажется под водой, а большинство прибрежных городов США станут непригодными для жизни. В Индии будет слишком жарко; хадж также будет невозможно совершить из-за невыносимой жары. Шанхай затопит. Я обожаю архивы! Но настоящее прямо сейчас влияет на нас, непрестанно опаляет нас со всех сторон. И очень правильно, что Ругофф осознанно отвечает на этот огонь.

Работая в зазорах между настоящим и будущим, Ругофф показывает, каким может быть искусство, когда оно воспринимается как активный элемент нашего общества: стремящимся к идеалам, обращающимся к позитивным или срочно требующим внимания моментам. Если люди боятся искусства современности или предпочитают более безопасные с политической точки зрения, прошедшие предварительный отбор исторические периоды (вспомним одержимость арт-мира 1960-ми и 1970-ми годами), то их, несомненно, оттолкнут или даже испугают идеи, звучащие на выставке Ругоффа. «Не дай вам бог жить в эпоху перемен» звучит как угроза политическим устоям нашего общества.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
5
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+