Весна в Нью-Йорке очень переменчива. Это утверждение справедливо в отношении не только погоды, но и арт-рынка. Горький опыт ярмарки Frieze, состоявшейся в Нью-Йорке в восьмой раз (2–5 мая), вновь подтвердил эту истину. Перспективы Frieze давно служат предметом спекуляций и слухов, в особенности после появления три года назад проходящей параллельно ярмарки TEFAF New York Spring (3–7 мая).
Последние несколько лет были для Frieze New York очень непростыми: она пережила наводнение в 2017 году и поломку вентиляции в разгар жары в 2018-м. В результате список ее экспонентов сократился с 190 в прошлом году до 180 в нынешнем. Потеря может показаться незначительной, среди ушедших есть галереи самой разной величины (в том числе Blum & Poe, Anton Kern, Albertz Benda, Castelli Gallery, Chateau Shatto, Esther Schipper и Gavin Brown’s Enterprise). Однако среди тех, кто перебрался из шатра Frieze на острове Рандалс в Арсенал на Парк-авеню, где TEFAF оборудовала свой стабильно кондиционируемый бастион, есть и наиболее авторитетные игроки арт-рынка.
Пожалуй, самым заметным стал переезд галереи Pace, которая не представлена на Frieze New York впервые с 2015 года. «Не могу назвать одну какую-то конкретную причину, по которой мы решили в нынешнем году принять участие в TEFAF. Просто нам показалось, что за последние два года ярмарка нашла свое место в экосистеме Нью-Йорка, и мы решили, что сейчас самое время исследовать эту платформу», — говорит Марк Глимчер, президент и главный исполнительный директор Pace. Стенд галереи был посвящен произведениям Жана Дюбюффе.
В этом году в TEFAF участвовали и другие международные галереи, бывшие в 2018 году в составе Frieze New York. В их числе Skarstedt, Almine Rech и Kamel Mennour. В качестве стимулирующего фактора все называют местоположение TEFAF. «Расположение в Верхнем Ист-Сайде удобно нашим нью-йоркским и зарубежным коллекционерам, не говоря уже о том, что это недалеко от нашей галереи, и мы надеемся, что оно послужит коллекционерам стимулом посетить ярмарку несколько раз», — рассказывает Альмин Реш.
И в самом деле, расположение Frieze New York на острове Рандалс, куда можно добраться только на машине, пароме или на автобусах и метро со множеством пересадок (к чему питают отвращение даже самые закаленные ньюйоркцы), годами было камнем преткновения. Из-за него Frieze New York часто называют «однодневной ярмаркой», поскольку лишь немногие решаются проделать этот путь больше одного раза.
Впрочем, некоторые дилеры по-прежнему считают, что путешествие стоит того. В их числе галерист Шон Келли, который в этом году участвовал и в Frieze, и в TEFAF. «Я готов поддержать любую нью-йоркскую ярмарку. Для такого города, как Нью-Йорк, очень важно разнообразие, оно служит мощным двигателем рынка», — заявляет Келли, добавляя, что, на его взгляд, Frieze — площадка для более молодых художников, поэтому там он представил экспонаты из своей современной программы, а на TEFAF привез подготовленную Лораном Грассо подборку более старого искусства, в том числе рисунок Мане 1867 года.
Однако и Келли признает, что расположение на острове и размещение в шатре играют не на руку Frieze. «Откровенно говоря, за последние несколько лет Frieze не пострадала разве что от нашествия саранчи», — шутит он. И отмечает, что прошлогодняя поломка кондиционеров заставила многих окончательно разочароваться в ярмарке. После того как несколько дилеров пожаловались на то, что температура в шатре (поднимавшаяся, по утверждениям некоторых, выше 30 ºC) негативно отразилась на их продажах, организаторы Frieze предложили экспонентам частичную компенсацию в размере 10%. Канадский дилер Шейн Кэмпбелл даже подал коллективный иск против ярмарки, обвинив ее организаторов в грубой халатности. Сейчас дело рассматривается в судах Нью-Йорка. Собирается ли Frieze переезжать, Келли не знает, но, по утверждению галериста, его не удивило бы такое развитие событий.
Действительно, когда в прошлом году было объявлено о запуске Frieze Los Angeles, многие высказали предположение, что группа Frieze решила отказаться от нью-йоркской ярмарки. Успех ее калифорнийской сестры, впервые состоявшейся в феврале, подкрепил эти подозрения, несмотря на уверения представителя Frieze в том, что планов покидать Нью-Йорк на данный момент у них нет. Участники и посетители Frieze LA хвалили ее центральное расположение на территории киностудии Paramount и сравнительно небольшой размер — 70 стендов, что меньше половины ее нью-йоркской и лондонской версий.
TEFAF New York тоже относительно невелика — 90 стендов. Альмин Реш говорит, что ее «уютный» размер «дает коллекционерам возможность без спешки уделить время произведениям искусства». И в самом деле, почти все галеристы, с которыми мы говорили, назвали небольшой размер важным плюсом TEFAF.
Как заметил один из лондонских дилеров, в этом году в очередной раз участвовавший в Frieze New York, крупные ярмарки вроде Frieze и Art Basel обязаны своим успехом прежде всего тому, что маленькие галереи чувствуют необходимость быть частью крупного «бренда». Однако в целом заметно, что большей популярностью пользуются ярмарки меньшего размера. Шон Келли приводит в пример деятельность Магнуса Ренфрю: «Он делает две бутиковые художественные ярмарки в Тайбэе и Сингапуре с приблизительно 80 участниками. Мы работали на его ярмарке в Тайбэе, и для нас этот опыт был очень удачным — как и на других ярмарках такого размера вроде Art Show от Ассоциации арт-дилеров Америки и вот теперь TEFAF. Это хорошая модель».