В центре внимания фестиваля «ГУМ-Red-Line» — 16 российских современных художников, которые, каждый в свое время, создали обложку для журнала Bosco Magazine. Расскажите, как появилась идея сделать из этого отдельный выставочный проект.
Мы давно выпускаем Bosco Magazine, с 2007 года, а четыре года назад решили, что было бы интересно начать коллаборацию с современными художниками — вовлекать их в создание обложек и в то же время знакомить наших читателей с миром современного искусства, который зачастую им мало известен. Когда мы делали еще только первую обложку, с Владимиром Дубосарским, уже были планы, что через какое-то время соберем все работы и всех художников вместе в один большой проект. Тогда это были всего лишь грезы, и, откровенно сказать, мы даже не понимали, выдержим ли этот темп, потому что сами себе сразу задрали планку. В первый же год нашими художниками стали Дубосарский, Олег Кулик, AES + F, Андрей Бартенев. Это очень высокий качественный уровень авторов, который требовалось сохранять и дальше. Когда подходил к концу четвертый год и на руках у нас было уже 16 обложек, мы поняли, что критическая масса накоплена и можно осуществлять задуманное.
Какая цель у фестиваля?
Их много, но одна из основных, возможно даже первая, — это образовательная миссия. За время фестиваля произведения российского современного искусства увидит, если взять стандартную посещаемость ГУМа, 3 млн человек. Это в десятки и сотни раз больше, чем цифры любой галереи, где выставляются наши художники. Хотя, конечно, публика здесь совсем другая, и кто-то вообще впервые услышит фамилии Пепперштейн или Виноградов. Поэтому в павильоне каждого художника есть информационная панель с экраном, где транслируются их интервью, которые специально были взяты для проекта. Мы постарались показать современное искусство с человеческим лицом. Огромный плюс состоит в том, что все наши герои — высочайшего уровня, популярные, известные, продающиеся, имеющие за плечами множество выставок по всему миру. Все они живы, здоровы, и есть возможность увидеть все своими глазами: вот работа, а вот человек, который ее создал. С ван Гогом или Серовым такой проект сделать не получится.
На третьем этаже открылась галерея «ГУМ-Red-Line». Что это за пространство? Какой формат будет у этой галереи?
Вообще, это великолепное помещение площадью 300 кв. м с шестью огромными окнами и незабываемым видом на Кремль. По удивительному стечению обстоятельств именно там 125 лет назад была галерея коллекционера Генриха Брокара. И если выставка у нас на два месяца, то «ГУМ-Red-Line» — уже навсегда. После фестиваля у галереи начнется собственная жизнь, и, как мы рассчитываем, довольно активная. Персональные выставки будут чередоваться с кураторскими проектами. Уже точно будет выставка Кулика, где можно будет впервые увидеть его живопись. И будет выставка Беллы Александровны Левиковой, которой 7 августа исполняется 80 лет. Мы все ею восхищаемся, уважаем и очень любим. Вот она уж точно недостаточно представлена публике, и мы хотим это исправить.
То есть вы еще и просветительской функцией это пространство хотите наделить?
Конечно! Мы идем не через снобистский подход, что вот мы тут умные, а вы ничего не понимаете. Как раз наоборот. У нас есть публика, с которой мы хотим разговаривать, и есть художники, которых мы хотим поддерживать. Поэтому наше главное желание — стать площадкой для новой коммуникации.
Расскажите о тех работах, которые были созданы для обложек. В каком виде они существуют? Кому принадлежат права на эти произведения — Bosco или все же художникам?
Все работы были сделаны в разных техниках и размерах. Техническое задание состояло в том, что художнику необходимо было лишь соблюсти пропорции, чтобы нам не пришлось кадрировать произведение. У Виноградова получилось полотно размером 2х3 м, у Кулика — вообще скульптурная композиция, а, допустим, у Константина Звездочетова это маленькая акварель. Какие-то произведения уже давно проданы, потому что по нашим условиям все они оставались у авторов, и они распоряжались ими на свое усмотрение. Например, Гоша Острецов продал свое через два дня после съемки обложки.
Фестиваль, судя по всему, это не только выставка. Что еще ждет его гостей?
Прежде всего многочисленные встречи с ведущими представителями мира искусства России. Еще мы планируем круглый стол, где хотим поговорить, зачем покупать искусство. Как сказал однажды Павел Пепперштейн, покупка искусства — как индульгенция: купил произведение — считай, душа спасена. Вот мы немного на эту тему и порассуждаем. В мае покажем фильмы о художниках — участниках «ГУМ-Red-Line». Также в новой галерее наши гости смогут увидеть спектакль театра «Практика». Несколько лет назад в рамках их проекта «Человек.doc» вышла постановка «Олег Кулик. Игра на барабанах». Это моноспектакль, где актер полтора часа рассказывает о том, кто такой современный художник, чем он живет и кому все это надо.
«ГУМ-Red-Line» — это разовый проект или есть долгосрочные планы?
Точно не разовый, и мы уже знаем, что будем делать следующим летом. Но пока это держится в секрете. Во многом все будет зависеть от того, как фестиваль примет публика. Возможно, попробуем формат биеннале — будет видно.