18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Хельсинки: русский след, северный модерн и Алвар Аалто

№73
Материал из газеты

Май — отличное время для путешествия в столицу Финляндии. Сейчас там солнечно — и можно в полной мере оценить красоту архитектуры города, и еще достаточно прохладно, чтобы прочувствовать обаяние финского модернизма

Хельсинки — город небольшой и располагающий к прогулкам пешком. Главная улица — проспект Маннергейма, названный в честь генерала русской царской армии, ставшего маршалом, а затем президентом независимой Финляндии. На проспекте расположены Национальный музей, Музей современного искусства «Киасма» и концертный зал «Финляндия», шедевр финского модернизма, творение Алвара Аалто.

Исторический центр города — ансамбль Сенатской площади, собор, здание муниципалитета — очень напоминает Петербург. Неслучайно голливудские продюсеры во времена железного занавеса нередко отправлялись в Хельсинки снимать натуру для фильмов о России — в экранизации «Доктора Живаго» с Омаром Шарифом и «Белых ночей» с Михаилом Барышниковым. Сдержанный, немного «казарменный» классицизм становится первым стилем регулярной застройки Хельсинки. Финляндия вошла в состав Российской империи в 1809 году, а 12 апреля 1812 года Александр I объявил Гельсингфорс, небольшой провинциальный городок, столицей Великого княжества Финляндского, и здесь развернулось бурное строительство. 

Строили Хельсинки в модном тогда стиле ампир, с оглядкой на Санкт-Петербург. Символы города — сенат, кафедральный собор Святого Николая, президентский дворец, библиотека Хельсинкского университета, гвардейские казармы, главное здание военного училища — были возведены по проектам Карла Людвига Энгеля в первой половине XIX века. Архитектор жил и работал в Санкт-Петербурге, изучая местный ампир. Представить себе, как выглядел Гельсингфорс во второй половине XIX века, можно в расположенном на углу Сенатской площади Городском музее, где выставлен макет Хельсинки 1878 года.

Еще одна достопримечательность «русского Гельсингфорса» — Художественный музей Синебрюхова, единственная в Финляндии коллекция произведений старых мастеров. Купцы и пивовары Синебрюховы имя и состояние сделали в Великом княжестве Финляндском. В двухэтажном доме середины XIX века на улице Булеварди, где теперь музей, размещались жилые помещения и контора пивоваренного завода. О русских предпринимателях напоминает пивоваренная компания, которая и сегодня носит название Sinebrychoff. 

Порой кажется, что это два разных города: историческая архитектура в стиле позднего классицизма Гельсингфорса и современный Хельсинки с модернизмом построек Алвара Аалто, функционализмом Олимпийского стадиона и футуристической архитектурой (Музей современного искусства «Киасма» и Хельсинкский дом музыки). Связующим звеном между ними можно считать финский вариант модерна. На рубеже XIX–XX веков здесь сложился стиль, отмеченный специфически местными декоративными мотивами и фольклорными влияниями. Контрасты фактур, цветная керамическая плитка, рельеф — все эти приметы северного модерна можно найти на фасадах домов финской столицы. Искать северный модерн стоит в островном районе Катаянокка, недалеко от центра. Здесь же — краснокирпичный православный Успенский собор в псевдорусском стиле. 

Знакомство с финским модерном в Хельсинки надо начинать с Центрального железнодорожного вокзала (1919), вход в который охраняют суровые гранитные воины работы скульптора Эмиля Викстрёма. В здании из розового гранита, увенчанном башней с часами, в полной мере проявилось умение местных зодчих раскрывать свойства природных материалов. Восточная часть зала ресторана украшена росписью Ээро Ярнефельта, изображающей озеро Пиелисъярви. Кстати, если вы в Хельсинки проездом и отдаляться от вокзала не хотите, то за пару минут можно дойти до Атенеума с его коллекцией финской живописи, а также произведениями Винсента ван Гога, Эдварда Мунка, Ильи Репина.
Но главное архитектурное впечатление от Хельсинки — это наследие Алвара Аалто. Хотя если задаться целью полноценно погрузиться в его архитектуру, надо будет поездить по стране. В самом Хельсинки находятся два дома, построенные архитектором для себя, а также дворец «Финляндия», возведенный в 1972 году, и коллекция предметов Аалто и его последователей в Музее дизайна.

Собственный дом архитектора с мастерской (1933–1936) и офис его архитектурного бюро, построенный в 1950-х годах в десяти минутах ходьбы от дома, находятся в престижном квартале района Мунккиниеми. Район этот застраивался в основном в 1920–1950-е годы, после войны он вошел в состав муниципалитета Хельсинки, и сегодня это одна из самых богатых частей города. Добраться туда из центра можно за полчаса на трамвае номер 4 или прогуляться пешком, тем более что маршрут пролегает мимо «Киасмы» и дворца «Финляндия». Дома Аалто не так-то просто отыскать в этом тихом оазисе с очень скромными и очень дорогими виллами на берегу живописного залива. 

Построенный в начале 1930-х, дом Аалто из белого кирпича частично облицован деревом и оплетен виноградными лозами. Здание это стало эталоном простоты и образцом для других архитектурных проектов. В 1950-е Аалто был уже очень востребован и получал заказы со всего мира, и его архитектурному бюро стало тесно в офисной части дома, поэтому рядом он построил студию. Лаконичный фасад ее выкрашен в белый цвет и частично декорирован кирпичом. Стены скрывают сад во внутреннем дворе в форме амфитеатра.

Наконец, самая известная работа Аалто в Хельсинки — дворец «Финляндия», где с 1970-х годов проходят концерты и политические мероприятия. Напоминающий крепость, он словно вырастает из вод залива Тёёлёнлахти в центре города. Наклонная крыша дворца улучшает акустику в зале, а внутреннее убранство отражает природные формы и тона. Дважды в месяц Фонд Алвара Аалто организует экскурсии во дворец.

Аалто состоялся не только как архитектор, но и как дизайнер. Его справедливо называют одним из создателей скандинавского дизайна — синонима удобства, практичности и красоты. В 1933 году он открыл в Хельсинки собственную фирму Artek, которая начала выпуск предметов интерьера: популярных и сегодня моделей кресел, табуреток, ваз и торшеров. Познакомиться подробнее с историей финского дизайна можно в местном Музее дизайна, а приобрести изделия современных мастеров — в квартале галерей и дизайнерских магазинов непода­леку.  


Художественный музей Синебрюхова
www.sinebrychoffintaidemuseo.fi

Павел Синебрюхов (1859–1917) был страстным коллекционером. После смерти его вдовы коллекция, включающая шедевры Яна ван Гойена, Лукаса Кранаха Старшего, Рембрандта, Тьеполо и других, перешла государству. Есть и выставочная программа. В настоящее время проходит выставка финского пейзажа «Небесные цвета. Синее и золотое».


Атенеум
www.ateneum.fi

Открытый в 1888 году, Атенеум с Музеем современного искусства «Киасма» и Музеем Синебрюхова образует Финскую национальную галерею. В основе его фонда — коллекция Художественного общества Финляндии. В музее представлено финское и зарубежное искусство 1750–1950-х годов. До середины мая в музее проходит выставка Франтишека Купки.


Дом и студия Алвара Аалто в Хельсинки
www.alvaraalto.fi 

Первое, что построил Аалто, переехав в Хельсинки из Йювяскюля в 1933 году, был его собственный дом, включающий в себя и офис (улица Риихитие, 20), в столичном пригороде Мунккиниеми. И в доме, и в студии Аалто каждый день проводят экскурсии для групп до 20 человек, а этим летом — и в его загородном доме в Йювяскюле.


Музей дизайна
www.designmuseum.fi

Постоянная экспозиция музея, возникшего как коллекция предметов при Школе прикладных искусств, рассказывает историю финского дизайна начиная с 1870 года и до наших дней. Постоянно открываются и выставки. До 22 сентября здесь можно увидеть выставку «Тайная Вселенная» молодых талантливых дизайнеров Ааму Сонг и Йохана Олина.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+