Что я вижу, когда смотрюсь в зеркало? Что еще обо мне может рассказать потомкам мое лицо, если я изображу его? Каким мне хотелось бы предстать перед моими зрителями? Этими вопросами художники задаются с незапамятных времен. Отвечая на них, они прибегают к самым разным средствам, порой для нас совершенно неожиданным. Чем, например, тот же отпечаток руки первобытного художника, оставленный среди наскальных рисунков в пещере, отличается от традиционного автопортрета в классическом или современном искусстве? Подбор произведений на выставке, которые, по мнению ее кураторов, отвечают на все эти вопросы, охватывает и большой временной пласт — от автопортретов классиков европейского искусства, таких как рекордсмен в этом жанре Рембрандт или немецкий портретист Антон Граф (1736–1813), до сюрреалистки Мерет Оппенгейм и уже наших современников, как, например, бельгиец Люк Тюйманс, живописец, работающий монохромно, в эстетике фотографии. Спектр материалов и технических возможностей здесь впечатляет не меньше — от живописного «Автопортрета» (1879) Поля Сезанна, камерного рисунка тушью (1946) неодадаиста Дитера Рота до акварельной абстракции «Метаморфоза автопортрета» (1959) Марии Лассниг и даже видео, как у японца Шимабуки, запускающего воздушного змея со своим портретом (Flying Me, 2006).
Кунстмузеум Берн
Я на картине. Пять веков автопортрета
До 2 июня
www.kunstmuseumbern.ch