18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

В Центре Помпиду раскрывают архаические истоки современного искусства

№73
Материал из газеты

На выставке «Предыстория. Энигма модернизма» можно увидеть произведения Поля Сезанна, Луиз Буржуа и Альберто Джакометти в сопровождении работ анонимных художников, творивших в палеолите, неолите и бронзовом веке

О связи доисторического искусства с модернистским много говорилось на протяжении всего ХХ века. И не без оснований: с некоторых пор художники начали впрямую манифестировать обращение к архаике, видя в этом путь к обновлению «одряхлевшей» современной культуры. 

Хотя, если разбираться, станет понятно, что образчики примитивного искусства привлекали амбициозных авторов разными своими свойствами. Одни искали в древних изображениях неиссякаемый источник хтонической мощи, другие мечтали избавить цивилизацию от излишней «искусственности», третьи стремились перекодировать пластику в технологических целях. 

Наскальные росписи, открытые в конце 1870-х годов в испанской пещере Альтамира, вызвали всплеск интереса к теме доисторического искусства. Однако и без того уже накопилась критическая масса всевозможных находок. Ученые их систематизировали, а художники интерпретировали — и процесс продолжается по сей день. Правда, трудновато представить себе современных творцов за чтением журнала наподобие «Вестника археологии», но все же по прошествии сотни с лишним лет тренд как таковой не угас. Проблематику такого рода решили всколыхнуть и осмыслить в парижском Центре Жоржа Помпиду. Знаковыми и наиболее значимыми фигурами из новейших времен в экспозиции «Предыстории» выступают Йозеф Бойс, Луиз Буржуа, Альберто Джакометти, Пауль Клее, Жоан Миро, Пабло Пикассо, Поль Сезанн, и список ими не исчерпывается. Доисторическую эпоху представляют анонимные художники, творившие в палеолите, неолите и бронзовом веке. Распорядителями их безымянного наследия выступит ряд французских музеев, отвечающих за зарю человечества. 

Разумеется, все сопоставляется между собой нелинейно, поскольку в строгой хронологии при такой постановке вопроса нет никакого смысла. Тут уже все зависит от кураторской интуиции, насколько уместным и убедительным оказывается соседство мегалитов, идолов и орнаментов с работами классиков нашего времени. А для культурологического контекста кураторы подготовили еще и обширное мультимедийное сопровождение — от хроник реальной археологии до кинематографического фэнтези в духе «Космической одиссеи 2001 года» и «Парка юрского периода». 

Центр Жоржа Помпиду
Предыстория. Энигма модернизма
8 мая – 16 сентября

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+