18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

О «гроб-арте» Вадима Сидура вспомнили к юбилею

Выставка к 90-летию художника будет работать на одной из площадок «Манежа» — в музее Сидура, основанном в 1989 году. Он открывается после долгой реконструкции, а фактически после косметического ремонта. Еще полгода назад для выставки Сидура называлось другое место — павильон «Рабочий и колхозница», где на четырех этажах поместилась бы значительная часть наследия скульптора, которым располагает «Манеж». По признанию директора объединения Андрея Воробьева, в музее Сидура удастся показать лишь малую часть: размеры выставочного пространства, занимающего первый этаж жилого дома, невелики. Места хватит, чтобы выставить около сотни скульптур, включая раннюю майолику, полсотни графических листов (линогравюры из циклов 101 и Неосалон), терракоту и крупные работы, сделанные уже в рамках изобретенного Сидуром в 1970-е годы «гроб-арта» — так иронично скульптор назвал свои полуабстрактные скульптуры из ржавых труб и других пришедших в непригодность фрагментов сантехники и строительного утиля, а на самом деле невероятно экспрессивные и драматичные.

Помимо этого, в экспозиции, задуманной куратором выставки Ириной Реховских, как интерьер мастерской художника будут представлены также фотографии и фильмы, посвященные Вадиму Сидуру. Выставка однако не станет основой будущей экспозиции музея, концепция которого уже проработана и после завершения выставки начнет претворяться в жизнь. Между тем и сам музей (часть первого этажа жилого дома на Новогиреевской улице) ни по статусу, ни по размерам не соответствует тому месту, которое занимает Сидур в истории отечественного искусства. Работы Сидура хранятся в Русском музее и Третьяковской галерее, в музеях Дрездена, Касселя и Нью-Джерси, в частных собраниях, среди которых — Самуэля Беккета и Бенджамина Бриттена, Генриха Белля и Милана Кундеры, канцлера ФРГ Гельмута Шмидта, коллекционера Нормана Доджа

При жизни Сидура много выставляли на Западе, на родине же были лишь считаные групповые выставки на заре его карьеры и в 1983-м сборная выставка на Малой Грузинской, куда Сидура пригласил Владимир Немухин. За границей выходили монографии, ставились памятники: Взывающий (1985) в Дюссельдорфе, Треблинка (1979) в Берлине, Памятник современному состоянию (1981) в Констанце, сидурова голова Эйнштейна установлена в Мюнхене, Бонне, Ульме — и в Штатах, перед Институтом Ферми, рядом с Чикаго.

В России из монументальных работ Сидура стоит только Формула скорби в Царском Селе, Структура № 1 перед Институтом морфологии человека и Структура № 2 перед Институтом геохимии им. Вернадского в Москве, и множество надгробий…

И как итог теперь лишь небольшая монографическая выставка. Остается только надеяться, что она не будет единственной в юбилейный год Сидура. Андрей Воробьев признался, что в поисках подходящей площадки для большой выставки обращались в Еврейский музей и центр толерантности, но выставочная программа там давно уже сверстана. Поиски между тем продолжаются.

Московский музей Вадима Сидура
Вадим Сидур. В поисках человека

Москва
18 июля — март 2015

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+