Выставка к 90-летию художника будет работать на одной из площадок «Манежа» — в музее Сидура, основанном в 1989 году. Он открывается после долгой реконструкции, а фактически после косметического ремонта. Еще полгода назад для выставки Сидура называлось другое место — павильон «Рабочий и колхозница», где на четырех этажах поместилась бы значительная часть наследия скульптора, которым располагает «Манеж». По признанию директора объединения Андрея Воробьева, в музее Сидура удастся показать лишь малую часть: размеры выставочного пространства, занимающего первый этаж жилого дома, невелики. Места хватит, чтобы выставить около сотни скульптур, включая раннюю майолику, полсотни графических листов (линогравюры из циклов 101 и Неосалон), терракоту и крупные работы, сделанные уже в рамках изобретенного Сидуром в 1970-е годы «гроб-арта» — так иронично скульптор назвал свои полуабстрактные скульптуры из ржавых труб и других пришедших в непригодность фрагментов сантехники и строительного утиля, а на самом деле невероятно экспрессивные и драматичные.
Помимо этого, в экспозиции, задуманной куратором выставки Ириной Реховских, как интерьер мастерской художника будут представлены также фотографии и фильмы, посвященные Вадиму Сидуру. Выставка однако не станет основой будущей экспозиции музея, концепция которого уже проработана и после завершения выставки начнет претворяться в жизнь. Между тем и сам музей (часть первого этажа жилого дома на Новогиреевской улице) ни по статусу, ни по размерам не соответствует тому месту, которое занимает Сидур в истории отечественного искусства. Работы Сидура хранятся в Русском музее и Третьяковской галерее, в музеях Дрездена, Касселя и Нью-Джерси, в частных собраниях, среди которых — Самуэля Беккета и Бенджамина Бриттена, Генриха Белля и Милана Кундеры, канцлера ФРГ Гельмута Шмидта, коллекционера Нормана Доджа…
При жизни Сидура много выставляли на Западе, на родине же были лишь считаные групповые выставки на заре его карьеры и в 1983-м сборная выставка на Малой Грузинской, куда Сидура пригласил Владимир Немухин. За границей выходили монографии, ставились памятники: Взывающий (1985) в Дюссельдорфе, Треблинка (1979) в Берлине, Памятник современному состоянию (1981) в Констанце, сидурова голова Эйнштейна установлена в Мюнхене, Бонне, Ульме — и в Штатах, перед Институтом Ферми, рядом с Чикаго.
В России из монументальных работ Сидура стоит только Формула скорби в Царском Селе, Структура № 1 перед Институтом морфологии человека и Структура № 2 перед Институтом геохимии им. Вернадского в Москве, и множество надгробий…
И как итог теперь лишь небольшая монографическая выставка. Остается только надеяться, что она не будет единственной в юбилейный год Сидура. Андрей Воробьев признался, что в поисках подходящей площадки для большой выставки обращались в Еврейский музей и центр толерантности, но выставочная программа там давно уже сверстана. Поиски между тем продолжаются.
Московский музей Вадима Сидура
Вадим Сидур. В поисках человека
Москва
18 июля — март 2015