18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

О «гроб-арте» Вадима Сидура вспомнили к юбилею

Выставка к 90-летию художника будет работать на одной из площадок «Манежа» — в музее Сидура, основанном в 1989 году. Он открывается после долгой реконструкции, а фактически после косметического ремонта. Еще полгода назад для выставки Сидура называлось другое место — павильон «Рабочий и колхозница», где на четырех этажах поместилась бы значительная часть наследия скульптора, которым располагает «Манеж». По признанию директора объединения Андрея Воробьева, в музее Сидура удастся показать лишь малую часть: размеры выставочного пространства, занимающего первый этаж жилого дома, невелики. Места хватит, чтобы выставить около сотни скульптур, включая раннюю майолику, полсотни графических листов (линогравюры из циклов 101 и Неосалон), терракоту и крупные работы, сделанные уже в рамках изобретенного Сидуром в 1970-е годы «гроб-арта» — так иронично скульптор назвал свои полуабстрактные скульптуры из ржавых труб и других пришедших в непригодность фрагментов сантехники и строительного утиля, а на самом деле невероятно экспрессивные и драматичные.

Помимо этого, в экспозиции, задуманной куратором выставки Ириной Реховских, как интерьер мастерской художника будут представлены также фотографии и фильмы, посвященные Вадиму Сидуру. Выставка однако не станет основой будущей экспозиции музея, концепция которого уже проработана и после завершения выставки начнет претворяться в жизнь. Между тем и сам музей (часть первого этажа жилого дома на Новогиреевской улице) ни по статусу, ни по размерам не соответствует тому месту, которое занимает Сидур в истории отечественного искусства. Работы Сидура хранятся в Русском музее и Третьяковской галерее, в музеях Дрездена, Касселя и Нью-Джерси, в частных собраниях, среди которых — Самуэля Беккета и Бенджамина Бриттена, Генриха Белля и Милана Кундеры, канцлера ФРГ Гельмута Шмидта, коллекционера Нормана Доджа

При жизни Сидура много выставляли на Западе, на родине же были лишь считаные групповые выставки на заре его карьеры и в 1983-м сборная выставка на Малой Грузинской, куда Сидура пригласил Владимир Немухин. За границей выходили монографии, ставились памятники: Взывающий (1985) в Дюссельдорфе, Треблинка (1979) в Берлине, Памятник современному состоянию (1981) в Констанце, сидурова голова Эйнштейна установлена в Мюнхене, Бонне, Ульме — и в Штатах, перед Институтом Ферми, рядом с Чикаго.

В России из монументальных работ Сидура стоит только Формула скорби в Царском Селе, Структура № 1 перед Институтом морфологии человека и Структура № 2 перед Институтом геохимии им. Вернадского в Москве, и множество надгробий…

И как итог теперь лишь небольшая монографическая выставка. Остается только надеяться, что она не будет единственной в юбилейный год Сидура. Андрей Воробьев признался, что в поисках подходящей площадки для большой выставки обращались в Еврейский музей и центр толерантности, но выставочная программа там давно уже сверстана. Поиски между тем продолжаются.

Московский музей Вадима Сидура
Вадим Сидур. В поисках человека

Москва
18 июля — март 2015

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+