18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Эрмитаж одолжит Италии «Мадонну Бенуа» и «Мадонну Литта»

Настоящая борьба развернулась за возможность получить во временное пользование произведения Леонардо да Винчи к 500-летию с его смерти

Итальянский городок Фабриано с населением всего 30 тыс. человек получит от России во временное пользование одно из важнейших полотен Леонардо да Винчи. Государственный Эрмитаж пообещал одолжить «Мадонну Бенуа» (1478–1480), одно из самых ценных произведений в его коллекции, музею в городе Фабриано, расположенном в регионе Марке в Центральной Италии. 

До наших дней дошло менее 20 произведений, бесспорно приписываемых кисти Леонардо, поэтому за возможность получить работу мастера к 500-летней годовщине его смерти (2 мая 1519 года) развернулась настоящая борьба. Решение отправить «Мадонну Бенуа» в Фабриано носит дипломатический характер: с 10 по 15 июня там пройдет конференция ЮНЕСКО, посвященная «творческим городам», в которой примут участие делегации из 180 стран. Картина будет экспонироваться в Муниципальной пинакотеке имени Бруно Молайоли с 1 по 30 июня. После Фабриано она отправится в Перуджу на выставку в Национальной галерее Умбрии с 4 июля по 4 августа.

Существует предание, будто бы в Россию «Мадонну Бенуа» привезли бродячие итальянские музыканты, хотя на самом деле ее приобретение, скорее всего, стало результатом обычной сделки в 1790-х годах. Известно, что в 1908 году картина находилась в собственности семьи Бенуа в Санкт-Петербурге, а шестью годами позже ее купил Николай II, заплативший за нее сумму, соответствующую современным £300 тыс. — вплоть до 1960-х годов она оставалась рекордной ценой на произведение искусства в реальном денежном исчислении.

Кроме того, Эрмитаж пообещал одолжить Италии еще одну работу Леонардо из своего собрания — «Мадонна Литта» станет центральным экспонатом на выставке «Леонардо. „Мадонна Литта“ и мастерская художника» в миланском Музее Польди-Пеццоли (8 ноября 2019 года — 10 февраля 2020 года). Написанная в 1490–1492 годах в Милане, картина оставалась в городе до 1865 года, когда Александр II приобрел ее у семьи Литта.

Кураторы Эрмитажа уверены, что «Мадонна Литта» полностью принадлежит кисти Леонардо, однако есть немало искусствоведов, которые не согласны с ними и считают, что картину написал один из его учеников, вероятнее всего Марко д’Оджоно или Джованни Больтраффио. В 2011 году, когда произведение экспонировалось в Национальной галерее в Лондоне, Эрмитаж потребовал, чтобы его описание в каталоге выставки было написано петербургским куратором Татьяной Кустодиевой. Она назвала картину оригиналом кисти Леонардо да Винчи и «самым ценным сокровищем Эрмитажа», что вызвало неоднозначную реакцию в искусствоведческих кругах.

В миланском Музее Польди-Пеццоли «Мадонна Литта», скорее всего, будет представлена как подлинник Леонардо. Парной к ней станет еще одна работа из коллекции семейства Литта — «Мадонна розы» (около 1490) Больтраффио. Музей обещает, что экспозиция поможет разобраться «в отношениях между Леонардо и его учениками».

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+