18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рейтинг музеев – 2019: мода как формула успеха

№73
Материал из газеты

Метрополитен-музей возглавил выставочный рейтинг по итогам 2018 года, смешав религию и высокую моду, а Бейонсе, Джей Зи и Делакруа помогли сделать Лувр самым популярным музеем мира

Метрополитен-музей не оказывался на вершине списка самых посещаемых выставок уже почти 20 лет, с 2001 года, когда он стал лидером благодаря экспозиции Яна Вермеера и делфтской школы. Теперь американский музей триумфально вернулся в топ, причем не с одной, а сразу с двумя самыми популярными выставками 2018 года. «Божественные тела. Мода и католическое воображение» с оригинальным коктейлем из высокой моды и религиозного искусства, в том числе 42 предметов из ризницы Сикстинской капеллы, посмотрело почти 1,7 млн человек (10 919 человек в день, далее — ч/д). Она побила предыдущий рекорд Метрополитен-музея в почти 1,4 млн посетителей, который установила в 1978 году выставка «Сокровища Тутанхамона». Другим блокбастером Метрополитен, занявшим вторую строчку нашего рейтинга, стала «Микеланджело. Божественный рисовальщик и дизайнер» (7893 ч/д), в которую вошло более 100 рисунков мастера, а также идеальная для публикации в Instagram цифровая реплика потолка Сикстинской капеллы.

Первую тройку замыкает Смитсоновский музей американского искусства с бесплатной выставкой разноцветных инсталляций корейского художника До Хо Су. Полюбившаяся пользователям Instagram иммерсивная экспозиция тканевых скульптур привлекала по 7853 посетителя в день. Таким образом, все три верхние строчки рейтинга заняли американские музеи.
Пять из десяти самых популярных выставок 2018 года, в том числе полностью составленные из экспонатов зарубежных музеев, прошли в Шанхайском музее, знаменитом своими просторными залами. Выставка шедевров из коллекции лондонского музея Тейт Бритен привлекала по 7126 посетителей в день (всего почти 618 000), благодаря чему она не только заняла четвертую строчку, но и стала самой посещаемой в истории британской институции (хоть и на расстоянии 9 тыс. км от Лондона). Кроме того, китайский музей привез из Государственной Третьяковской галереи живопись русских реалистов XIX века. Посмотреть на «Передвижников» ежедневно приходило по 6666 человек (всего 458 035). 

Решение нью-йоркского Музея современного искусства (МоМА) на время реконструкции своего здания отправить произведения из собственной коллекции за рубеж сыграло на руку Фонду Louis Vuitton в Париже и Национальной галерее Виктории в Мельбурне. Посещаемость выставок МоМА во французском и австралийском музеях составила 5171 и 3312 человек в день соответственно.

Одежда — ключ к успеху

Ошеломительный успех выставки «Божественные тела» в Метрополитен-музее отражает исключительный интерес публики к экспозициям о моде. Выставки Института костюма при Метрополитен-музее традиционно занимают высокие места в нашем рейтинге, в том числе показ Александра Маккуина в 2011 году (8025 ч/д), а такие институции, как Музей декоративного искусства в Париже и Музей Виктории и Альберта (V&A) в Лондоне, регулярно обращаются к теме моды. Так, самая популярная в 2018 году выставка V&A была посвящена гардеробу экстравагантной мексиканской художницы Фриды Кало (1823 ч/д), а сроки нынешней выставки платьев Dior музей решил продлить на семь недель, потому что уже через 20 дней после ее открытия оказалось, что все билеты распроданы (она вой­дет в наш рейтинг за 2019 год).

Еще одним доказательством одержимости модой служит «Вещи. Современна ли мода?» в МоМА, посвященная роли таких знаковых предметов одежды, как джинсы Levi’s или маленькое черное платье. Она стала первой с 1944 года выставкой о моде в этом музее и самой посещаемой в 2018 году (4987 ч/д). В мадридском Музее Тиссен-Борнемиса третья по популярности выставка — тоже о моде: «Соролья и мода» (1418 ч/д), на которой портреты испанского художника Хоакина Сорольи (1863–1923) соседствовали с одеждой соответствующего периода. А лондонское Собрание Уоллеса собирается капитализировать увлечение публики модой в новой экспозиции, посвященной обувному дизайнеру Маноло Бланику, открытие которой намечено на июнь.

Клип Бейонсе помог Лувру

Лувр в 2018 году не только побил рекорд суммарной посещаемости, но и провел самую популярную в своей истории выставку. С 10,2 млн посетителей 226-летняя институция уверенно удерживает титул самого посещаемого музея в нашем рейтинге. За четыре месяца его большую выставку французского живописца-романтика XIX века Эжена Делакруа успело посетить 540 тыс. человек (5431 ч/д). Лувр связывает рост общей посещаемости на 26% по сравнению с предыдущим годом с тремя факторами: привлекательностью Делакруа, популярностью клипа Бейонсе и Джей Зи Apeshit, снятого в парижском музее на фоне самых популярных экспонатов вроде «Моны Лизы», а также с ростом количества зарубежных туристов, поток которых заметно поредел после террористических актов 2015 года. Немного выросла и общая посещаемость парижских Центра Помпиду и Музея Орсе — на 180 тыс. и 108 тыс. человек соответственно.

Предыдущий рекорд посещаемости (9,7 млн) Лувр установил в 2012 году благодаря выставкам Леонардо да Винчи и Рафаэля. В октябре этого года в музее открывается новая выставка Леонардо, приуроченная к 500-летию со дня смерти итальянского мастера, и она явно составит Делакруа серьезную конкуренцию. Тем временем Лувр — Абу-Даби, работающий с ноября 2017 года, сообщает, что в прошлом году его посетило около 1 млн человек.

Национальный музей Китая в Пекине, впервые появившийся в нашем рейтинге за 2017 год, удерживает вторую строчку с общим числом посетителей в 8,6 млн — на 550 тыс. больше, чем в предыдущем году. Метрополитен-музей снова занял третью строчку с почти 7 млн посетителей. На четвертом месте Музеи Ватикана, годовая посещаемость которых по сравнению с 2017 годом выросла на 330 тыс. человек (6,8 млн).

Винни-Пух против Пикассо

Дружеское, но острое соперничество между тремя самыми посещаемыми музеями Великобритании — Британским музеем, Национальной галереей и Тейт Модерн — продолжается. За прошедшее десятилетие Британский музей девять раз оказывался самым посещаемым музеем Соединенного Королевства, но в 2018 году уступил лидерство Тейт Модерн, которому удалось привлечь почти 5,9 млн человек. Британский музей опустился на шестую строчку мирового рейтинга, в то время как Тейт Модерн поднялся на пятую, и переместиться ему, бесспорно, помогла нашумевшая выставка «Пикассо-1932. Любовь, слава, трагедия» (ее смотрели по 2,8 тыс. ч/д), построенная вокруг событий и работ одного продуктивного года в жизни художника. После тревожного снижения посещаемости главных государственных музеев Великобритании в предыдущем году в 2018-м общие показатели стабилизировались, но по-прежнему остаются на 5% ниже рекордного 2014 года.

Несмотря ни на что, Музею Виктории и Альберта в 2018 году удалось установить новый рекорд в почти 4 млн посетителей. Что же касается среднего количества в день, то вторая по популярности после гардероба Фриды Кало выставка V&A может показаться несколько неожиданной, особенно учитывая присутствие в его программе экспозиции, посвященной испанскому модному дому Balenciaga. «Мультисенсорная и веселая» выставка о Винни-Пухе ежедневно привлекала в среднем на 160 человек больше (1181 ч/д), чем творчество покойного дизайнера (1021 ч/д).

Но приз за прорыв года среди британских музеев в 2018-м, безусловно, заслужила Королевская академия художеств, которая произвела фурор своим новым пространством, подготовленным к 250-летию. После реконструкции по проекту Дэвида Чипперфилда не только значительно увеличилась площадь музея, но и впервые в его истории появилось пространство под бесплатную постоянную экспозицию. Открытие состоялось во время проведения популярной ежегодной Летней выставки академии с художником Грейсоном Перри в качестве приглашенного куратора — посмотреть на нее приходило 4296 человек в день (всего 296 442). В числе других заметных выставок Королевской академии — показ произведений старых мастеров из коллекции Карла I (3250 ч/д) и искусства Океании (1857 ч/д). В 2018 году Королевская академия привлекла рекордное число посетителей — почти 1,6 млн против миллиона с небольшим в 2017 году.

В США новые портреты бывшего президента Барака Обамы и его супруги Мишель кисти Кьянде Уайли и Эми Шералд помогли увеличить общее число посетителей вашингтонской Национальной портретной галереи более чем на миллион, до 2,3 млн. Тем временем в Японии благодаря Винсенту ван Гогу, Баухаусу и японским художникам ХХ века Хигасияме Кайи, Ёкояме Тайкану и Фудзите Цугухару (Леонару Фужите) посещаемость Национального музея современного искусства в Киото выросла более чем втрое по сравнению с 2017 годом (около 300 тыс. человек) и достигла 1,1 млн. Однако самой популярной выставкой в стране по-прежнему остается показ предметов из сокровищницы Сёсоин при храме Тодай-дзи в Наре. Семидесятая ежегодная демонстрация артефактов привлекала по 16 707 посетителей-паломников в день, однако из-за их религиозного характера выставка является уникальной и не вошла в наш рейтинг.


Методология
• • • 
Среднее количество посетителей в день (ч/д) рассчитывается автоматически базой данных. Вычисляется количество дней, в течение которых выставка была открыта, с учетом непредвиденных закрытий, а затем общая цифра посещения делится на количество дней.
• • • 
Все данные предоставлены музеями и галереями.
• • • 
Некоторые музеи предлагают несколько выставок по одному билету — они показаны как одно посещение.
• • • 
Выставки, которые были бесплатными для посещения, будь то весь музей или отдельная экспозиция, отмечены звездочкой (*).

Самые посещаемые художественные выставки мира. Топ-50

* Звездочкой отмечен бесплатный вход на выставку и в музей.
† Включая Метрополитен-Клойстерс.

Самые посещаемые художественные музеи мира. Топ-50

* Без учета посещаемости филиала Метрополитен-Бройер (398 922 человека), но с учетом посещаемости Клойстерс.

** Звездочкой отмечены институции, располагающиеся в нескольких зданиях. Мы разделили разные площадки, чтобы получить более точные данные посещаемости каждой из них. Дополнительные площадки и общие показатели посещаемости таковы: Национальная галерея Виктории (Австралийская национальная галерея Виктории — 634 660; общая посещаемость — 3 200 134); Национальные галереи Шотландии (Национальная галерея современного искусства Шотландии — 569 937; Национальная портретная галерея Шотландии — 358 312; общая посещаемость — 2 667 377); Центр Гетти (Вилла Гетти — 431 864; общая посещаемость — 1 941 060).

Рейтинг подготовили Валентина Бин, Анна Мусини, Ванесса Тилл

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+