18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Картину Кузьмы Петрова-Водкина на три дня привезли в Москву

После этого «Натюрморт с сиренью» будет продан на аукционе русского искусства Christie’s в Лондоне 3 июня

Зрители смогут увидеть полотно Кузьмы Петрова-Водкина в течение двух дней, 16 и 17 мая, в московском представительстве Christie’s в Романовом переулке. Это единственный топ-лот предстоящих 3 июня торгов, который привезли в Москву. Но полотно, предварительно оцененное в £1–1,5 млн, стоит визита.

О существовании картины, написанной в 1928 году, было известно: она участвовала в выставках и упоминалась в переписке. Однако с 1930-х годов ее никто не видел, так что даже на нечеткой фотографии павильона СССР на Венецианской биеннале в 1932 году многие принимали эту картину за знаменитую «Черемуху в стакане» (1932), которая хранится в Русском музее. Действительно, натюрморты похожи: та же синяя скатерть (по воспоминаниям дочери художника, он везде возил ее с собой), та же глянцево-красная обложка журнала L’Art vivant (как оказалось, это январский выпуск 1925 года, для которого Петров-Водкин дал интервью). Однако в стакане — не белая черемуха, а лиловая сирень; виден уголок письма и коробок спичек с самолетиком.

«Натюрморт с сиренью», по-видимому, участвовал в программе обмена работ русских современных художников на произведения их итальянских коллег, инициированной Борисом Терновцом, искусствоведом и критиком, директором Государственного музея нового западного искусства (с 1928 по 1941 год). Его итальянским партнером был искусствовед и издатель Джованни Шейвиллер (1889–1965). Например, он познакомил Терновца с Джорджо Моранди; в благодарность директор ГМНЗИ подарил Шейвиллеру натюрморт Петрова-Водкина (а в собрании музея появился «Портрет Джованни Шейвиллера» Акилле Фуни 1927 года — теперь в ГМИИ).

Главы отдела русского искусства Christie’s Алексей Тизенгаузен, Сара Мэнсфилд и Александра Бабенко называют момент, когда они увидели картину, чудом. Наследники Шейвиллера бережно хранили картину, но не задумывались о ее ценности, и известие о том, что она может стоить более миллиона, повергло их в изумление. Еще более поразительным, чем сам натюрморт, Алексей Тизенгаузен в шутку назвал оборот полотна. Там сохранились многочисленные наклейки, в том числе об участии в Венецианской биеннале и выставке в Институте Карнеги в США в 1928 году, — это редкость для русских картин, чаще всего лишенных ясного провенанса.

Специалистами Christie’s в уголке картины обнаружена вторая дата, причем перевернутая — это навело на мысль, что для натюрморта художник взял уже однажды использованный холст. При съемке в инфракрасном свете стало видно, что под натюрмортом — незаконченная «Мадонна с младенцем» (рисунок к ней хранится в одной частной коллекции). Все эти подробности придают дополнительную ценность полотну; вероятно, оно может претендовать и на рекорд стоимости для художника (сейчас это £2,3 млн за картину «Яблоки и яйца», проданную на аукционе MacDougall’s в 2012 году).

Всего на аукционе Christie’s в Лондоне будет представлено более 300 лотов, в том числе уникальная коллекция графики Сергея Чехонина, цикл ксилографий Анны Остроумовой-Лебедевой, «Портрет Авы Астор» Павла Челищева, изделия фирмы Фаберже.

Christie’s продает русское искусство не только в Лондоне — сегодня в Женеве на торги выставлена тиара Фаберже с аквамаринами и бриллиантами, свадебный подарок великого герцога Мекленбург-Шверинского Фридриха-Франца IV (1882–1945) его невесте, принцессе Александре Камберлендской и Ганноверской (тиара оценена в $230–340 тыс.). На тех же торгах 15 мая продается изумруд, провенанс которого прослеживается вплоть до Екатерины Великой (эстимейт $2,3–3,5 млн).

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+