18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Антонио Канова держал в уме великое наследие античности

№73
Материал из газеты

В Неаполе показывают работы художника, вдохновленного помпейскими фресками

Вряд ли можно было найти лучшее место для выставки «Канова и античность», чем Национальный археологический музей Неаполя с его великолепной коллекцией. Современники сравнивали Антонио Канову (1757–1822), самого знаменитого скульптора неоклассицизма, с выдающимися ваятелями Древней Греции и Древнего Рима. С античным искусством Канова познакомился, приехав в 1780 году в Рим, после того как окончил венецианскую Академию художеств и поработал некоторое время в Венеции. Под сильнейшим впечатлением от увиденного в Вечном городе Канова после любил повторять, что великое наследие античности «нужно держать в уме, чувствовать в крови, пока оно не станет естественным, как сама жизнь». А насколько полно он сумел воплотить свое творческое кредо, можно оценить, сравнивая, например, гипсовые версии его атлетов «Кревга» и «Дамоксена» (1794–1795) с исполинским музейным «Геркулесом Фарнезским» или «Тезея и Минотавра» (1782) с античным «Отдыхающим Гермесом». Эту бронзовую скульптуру Канова увидел в 1780 году в летней резиденции неаполитанского короля Карла VII в Портичи. 

На выставке представлено более 110 произведений Кановы: скульптуры, рисунки, эскизы, а также — впервые после недавней реставрации — 34 темперы и акварели, вдохновленные помпейскими фресками. Их предоставила глиптотека Музея Антонио Кановы в Поссаньо, родном городе скульптора. Целых шесть мраморных скульптур привезли из Государственного Эрмитажа, где хранится самая крупная в мире коллекция работ Кановы, в том числе знаменитые «Три грации» (1813–1817). Из других примечательных вещей здесь — «Аполлон, венчающий себя венком» (1781–1782) из Музея Гетти в Лос-Анджелесе и одна из мраморных версий «Кающейся Магдалины» из Музеев ди Страда Нуова в Генуе. 

Отдельная тема выставки — Антонио Канова в Неаполе, куда впервые он приехал еще совсем молодым человеком, совершая гранд-тур, а после возвращался уже знаменитым мастером для выполнения заказов местных правителей и высшей знати. Первая его неаполитанская скульптура — «Венера и Адонис» (1789–1794) — представлена на выставке в гипсовой копии. Мраморный оригинал находится в Женевском музее искусства и истории и не подлежит транспортировке. В 1795 году работу приобрел маркиз Франческо Берио и выставил в отдельном павильоне для публики, но вскоре вынужден был его закрыть из-за невиданного наплыва посетителей.  

Национальный археологический музей Неаполя
Канова и античность
До 30 июня

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+