18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Мост над пропастью и другие проекты

№73
Материал из газеты

Юрий Аввакумов сделал из своего архива красивую книгу — антологию бумажной архитектуры

Собирать проекты, посланные на международные конкурсы соучениками по Московскому архитектурному институту, Юрий Аввакумов начал почти сразу, как только эти проекты стали получать премии. Тогда еще не зная, для чего он это делает. Выставки по всему миру, куратором которых он позднее выступал, в начале 1980-х даже в мечтах не являлись, да и слово «куратор» в таком контексте не употреблялось. Без Аввакумова, его методичности и организационных талантов, можно предположить, никто бы сейчас о феномене бумажной архитектуры не знал и не вспоминал, а проекты молодых советских архитекторов в музейных коллекциях не хранились. Он же и название «бумажная архитектура» ввел в обиход. А теперь, много лет спустя, составил книгу «Бумажная архитектура: антология», элегантно, в своем стиле, ее смакетировал, а музей «Гараж» издал.

Представление о том, что такое бумажная архитектура, можно получить по 16 фрагментам статей, написанных людьми, в архитектурном и художественном мире хорошо известными. Вступительное слово принадлежит французскому историку архитектуры Жан-Луи Коэну: «В эпоху, когда бетон стал символом брежневского „замороженного Союза“, из мастерских, в которых молодые советские архитекторы скрывались от тирании государственного планирования и проектных институтов, пришло освежающее послание, единственным горизонтом которого была бумага».

«Главным фокусом и катализатором новых неотложных требований обновления советской архитектурной профессии» назвала движение «бумажников» британский исследователь русского авангарда Кэтрин Кук. «В ситуации репрессий архитектурное проектирование ушло в подполье, или, скорее, в почту», — объяснял в New York Times дизайнер и критик Джозеф Джованнини. «Изначально не предназначенные для постройки, эти проекты имели поэтический и немного шутливый характер», — правильно все понял Питер Кук, легендарный архитектор и отличный рисовальщик. А однокашник Аввакумова Алексей Тарханов уточняет, что «самая поэтическая бумажная архитектура была в какой-то степени профессиональным архитектурным анекдотом, пародировавшим и систему образования, и систему профессиональных и общественных ценностей». Еще больше дефиниций и объяснений можно почерпнуть из приведенных в конце книги четырех десятков интервью и статей самого Аввакумова.

Но основная часть тома — проекты, их в книге 250 от 84 архитекторов. Создавали их группами-компаниями и дружескими дуэтами, которые с 1981 по 1988 год участвовали в самых разных конкурсах, прежде всего в объявленных журналом Japan Architect. Потом движение сошло на нет. Разностильную графику «бумажников» интересно рассматривать: и ту, что известна по многочисленным выставкам, и подзабытые проекты. Хотя, конечно, даже современная хорошая полиграфия не способна воспроизвести тончайшую руко­творность некоторых листов. Архитекторы в большинстве своем рисовать любят. Офорты Александра Бродского и Ильи Уткина и сейчас смотрятся внезапными пришельцами в современность. А их лист «Мост над пропастью в высоких горах» можно считать метафорой всего бумажного движения.

Оно началось с победы Михаила Белова и Максима Харитонова в 1981 году на конкурсе «Дом-экспонат на территории музея ХХ века» того самого журнала Japan Architect. Первая премия стала для всех неожиданностью, а для многих — стимулом тоже попытать счастья. В тех офортных листах были показаны чертежи дома — для жильцов реального, а для посетителей иллюзорного. Достигался такой театральный эффект «ложной перспективой» Андреа Палладио. Многие последующие проекты были оммажами русскому авангарду, прежде всего сделанные Аввакумовым со товарищи. Скажем, «Городское образование им. Любови Поповой» (Юрий Аввакумов, Тотан Кузембаев, Игорь Пищукевич) состояло из «начальной интеллектуальной площади», рекламной установки с солнечной батареей, театра роботов и других диковин. А придуманный город Леонидовск (Юрий Аввакумов, Юрий Кузин) пояснялся проектной запиской самого классика русского авангарда Ивана Леонидова.

Тексты к проектам особенно интересны; на выставках их редко приводят, да и читать их там неудобно. Вот, например, текст к акварели Михаила Филиппова «Третий Рим» 1989 года: «Проект набережной р. Москвы от Кремля до Крымского моста и эскиз сооружения на месте бассейна „Москва“. На развалинах огромной Римской башни возник русский город. В недрах холма руин огромные общественные форумы. На холме стоит собор. Набережная также сохранила римские руины, напоминая об античной истории России, которой никогда не было».

С началом перестройки участие в конкурсах прекратилось: молодым архитекторам надо было выживать, а не играть в околопрофессиональные игры. Зато на волне западного интереса ко всему необычному советскому началась бурная выставочная жизнь. С 1983 по 2017 год по всему миру прошло 36 выставок «бумажников», считая те, где показывали отдельные проекты.

Замечательно, что история бумажной архитектуры имеет счастливый конец. Большинство «бумажников» стали практикующими архитекторами, причем Бродский и Филиппов, как ни удивительно, работают в своем прежнем стиле. Кто-то ушел в художники. Аввакумов делает выставки и выставочные объекты, и вот еще книгу выпустил. А проекты покоятся в собраниях самых знатных музеев страны и мира.   

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+