Бельгийский скульптор Вим Дельвуа в ГМИИ им. А. С. Пушкина, древние кочевники в Историческом музее, иллюстратор сказок Анатолий Кокорин в Институте русского реалистического искусства, новая экспозиция скульптора Вадима Сидура в музее его имени.
Вим Дельвуа на сегодня самый известный бельгийский художник, вернее, скульптор. Причем слава его не лишена скандального оттенка. Под его ироничным взглядом классический шедевр вроде скульптуры Бернини превращается в гротеск, а такой самый обыденный предмет, как газовый баллон, — в произведение высокого искусства. Для того чтобы в этом убедиться, надо посетить выставку Дельвуа в ГМИИ им. А. С. Пушкина под интригующим названием «Мимикрия», смысл которого становится понятен сразу, как только попадаешь в музейные залы. Все 20 представленных здесь объектов-скульптур Дельвуа ловко замаскированы то под голландский фаянс, то под античную керамику, то под классическую скульптуру в соответствующих залах. А чтобы облегчить поиск, на выставке выдается карта-схема с обозначениями мест, где затаились обманки художника.
На выставке «Кочевник. Между небом и землей» в Историческом музее представлены уникальные артефакты древних культур степей Евразии из музейного собрания: бронзовое литье, золотое оружие, скифские украшения, предметы быта, погребальные маски, мелкая пластика. Многие из этих образцов извлечены из запасников впервые. Смысловым же центром экспозиции стали конь и вооруженный всадник — два символа кочевой жизни. Один из них, глиняный, обнаружили на археологических раскопках в таманской степи, а второй, монументальный «Чингисхан», — произведение современного бурятского скульптора Даши Намдакова, свидетельствующее о том, что древние традиции кочевой культуры не прерывались.
Выставка «Benvenuti — Welcome — Добро пожаловать» в Институте русского реалистического искусства знакомит с путевым зарисовками классика русской иллюстрации Анатолия Кокорина (1908–1987). Многим знакомы с детства его яркие живые картинки к сказкам Шарля Перро, Джанни Родари, Алексея Толстого и Ганса-Христиана Андерсена, которым художник был увлечен настолько, что даже написал детскую книжку «Как я рисовал сказки Г.-Х. Андерсена». Но мало кто знает, что Кокорин был еще и страстным путешественником, объездившим полмира. На выставке — 180 из путевых зарисовок Кокорина — неожиданных, смешных или, наоборот, элегических, говорящих не только о его высоком мастерстве, но и о редкой наблюдательности.
Скульптор Вадим Сидур — классик российского искусства, давно широко признанный за рубежом (его скульптуры украшают Берлин, Дюссельдорф, Чикаго и другие города мира). В России же установлено только три его монумента — в Петербурге и Москве. В этом году отмечается 90-летие мастера, и «Манеж» на одной из своих площадок — в московском музее Сидура, открывшемся после долгой реконструкции, — показывает около сотни скульптур, раннюю майолику, графику и ряд работ, созданных мастером в рамках придуманного им в 1970-е «гроб-арта». Так иронично Сидур называл свои экспрессивные полуабстрактные композиции из ржавых труб и деталей старой сантехники, а на самом деле драматичные и наполненные глубоким символизмом произведения.