18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Святую Русь» приведут в порядок

№73
Материал из газеты

Знаменитая картина Михаила Нестерова переехала из постоянной экспозиции Русского музея в реставрационную мастерскую

В течение ближайших месяцев одна из самых известных работ художника, «Святая Русь», будет скрыта от глаз публики и проведет полгода под пристальным вниманием реставраторов. Это первая комплексная реставрация, которую предстоит пройти картине, после чего, как планируют хранители, ее можно будет отправлять и на выездные выставки.

Последний раз вне петербургского музея «Святая Русь» была показана в 2000 году на выставке в Сан-Марино, когда весь мир отмечал 2 тыс. лет христианства. Произведение размером 2,33х3,75 м внешне выглядит вполне благополучно, но недавно реставраторы отметили заметные деформации красочного слоя. Тенденция к расслоению сохраняется, и решить эту проблему, по мнению специалистов, уже нельзя простыми консервативными средствами. «Тщательно изучая картину, мы обнаружили обширные деформации по углам полотна и жесткий кракелюр по центру, — рассказала Наталия Романова, ведущий художник-реставратор высшей категории отдела реставрации масляной живописи Государственного Русского музея. — Это не было бы критичным, если бы общее состояние картины было хорошим, но, увы, все полотно требует комплексной реставрации».

По мнению экспертов, в процессе написания картины Михаил Нестеров не всегда соблюдал технологические правила: он несколько раз бросал работу на длительное время, а возвращаясь к ней, не обрабатывал высыхающие слои должным образом. В результате связь между красочными слоями ослабла, особенно сильное расслоение заметно по краям изломов и кракелюров, что приводит к утратам красочного слоя. Сейчас этот процесс носит уже хронический характер. Даже в местах старых заклеек, которыми пытались удержать краску от расслоения, видно, что кракелюры продолжают образовываться.
Судьба одной из самых известных работ Нестерова вообще была непростой. Законченную картину он представил публике в 1907 году. Специалисты отмечали мастерство автора в написании пейзажа (художника вдохновили виды Соловков), в изображении фигур и лиц простых людей, стоящих перед Христом. Моделями Нестерову послужили дети, встреченные им близ подмосковных Мытищ, монахи Соловецкого монастыря и Черниговской обители Троице-Сергиевой лавры. Женщины справа написаны художником с сестры, Александры Васильевны, и матери, Марии Михайловны.

Однако картина вызвала бурную и неоднозначную реакцию. В стране только что отгремела первая революция, и общество критически восприняло религиозно-консервативную по своему характеру работу Нестерова. Лев Толстой назвал ее «панихидой русскому православию», а фигуру Христа сравнил с итальянским тенором. В 1921 году картина попала в Русский музей, где заняла место в экспозиции, но уже к концу десятилетия, в соответствии с идеологическими установками, ее убрали в запасники. Нестеров протестовал, писал письма в правительство, но «Святая Русь» оставалась в хранилище до 1970-х годов.

Сейчас специалистам предстоит удалить старые реставрационные тонировки, записи, мастиковки, поскольку почти все они были сделаны без учета авторской фактуры и сильно выделяются на живописной поверхности. Но самая главная задача — максимально укрепить красочные слои по всей площади полотна и усилить их сцепление с грунтом. По планам реставрация должна завершиться уже этой осенью. Работы ведутся при финансовой поддержке ПАО «Газпром». 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+