18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Умер Альберто Сандретти, друг русского искусства

Весть о смерти итальянского коллекционера (он скончался в Милане в возрасте 86 лет) опечалила очень многих в российском арт-сообществе: он не просто долгие годы покупал русское искусство, но был настоящим другом многим художникам

В 2007 году Альберто Сандретти был удостоен российской государственной премии «Инновация» за «поддержку современного искусства», а десятилетием раньше на его доме в Венеции можно было видеть табличку «почетный консул России в Италии». Такое звание он заслужил за труды по сохранению и реставрации павильона России на Венецианской биеннале, в постсоветское время оказавшегося никому не нужным. Многие помнят, как в саду у Альберто Сандретти проходили во время открытия биеннале самые душевные русские вечеринки, на которые набивалась уйма народа; в этом же саду был даже открыт памятник Петровичу, герою карикатуриста Андрея Бильжо. Назвать себя другом Альберто могли бы очень многие и очень разные художники: в его коллекции соседствуют такие эстетические противоположности, как одиозные советские плакаты (особо он ценил Виктора Иванова) и лагерные рисунки Бориса Свешникова, скульптуры Георгия Франгуляна и эпатажные картины Авдея Тер-Оганьяна.

Альберто Сандретти попал в СССР в 1956 году, он приехал учиться в МГУ в самом начале оттепели. По его рассказам, в чемодане у него лежали две репродукции импрессионистов. Ему нравились соцреалисты, он мечтал купить работу Дейнеки, но советский арт-истеблишмент не очень жаловал иностранцев. Зато Сандретти сблизился с «подпольными» художниками — Владимиром Немухиным, Оскаром Рабиным, Эдуардом Штейнбергом — и стал покупать их работы. Позднее, в 1970-е, он способствовал организации первых выставок советского неофициального искусства в Италии и, в частности, знаменитой выставки в рамках Венецианской биеннале — «альтернативного павильона России» в 1978 году.

Альберто Сандретти, по его словам, представлял в СССР «итальянские технологии». В частности, он имел непосредственное отношение к одному из грандиозных и успешных проектов международного сотрудничества — созданию автомобильного завода в Тольятти. Он всегда гордился, что помог появлению самого демократичного советского автомобиля — «Жигулей».

«Для меня началом собирательства стало то, что я покупал работы тех художников, с которыми мог познакомиться лично, которые стали моими друзьями, с которыми мы подолгу говорили о жизни и искусстве, — рассказывал он в интервью, опубликованном в каталоге его коллекции. — Это очень важно: это помогает мне смотреть на картину как на образ мыслей и чувств конкретного, близкого мне человека». В 2007 году в музее современного искусства MART в городе Роверето на севере Италии состоялась выставка «Arte contro. Русское искусство второй половины XX века из коллекции Альберто Сандретти», подготовленная куратором и искусствоведом Александрой Обуховой. Сто восемьдесят работ были дайджестом, одной десятой обширной коллекции, включающей в себя разнообразные артефакты, вплоть до сувениров к Олимпиаде-80 и советских значков. Возможно, самым интересным и важным оказалось то, что демократизм коллекционера позволил ему широко смотреть на то, что происходило в советском искусстве, и замечать те фигуры и явления, которые не попадали ни в лагерь официоза, ни к нонконформистам. Так, например, у Альберто Сандретти появилось прекрасное собрание работ графика Юлия Перевезенцева.

В одном из поздних интервью Сандретти говорил, что мечтал бы, чтобы на базе его коллекции был создан центр по изучению русского искусства. Будем надеяться, что эта его мечта осуществится.

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
5
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
6
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
7
Зельфира Трегулова: «Русский гений умеет доводить мысль до абсолюта»
В «ГЭС-2» идет выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». Мы поговорили с ее приглашенным сокуратором Зельфирой Трегуловой о том, как складывался этот сложносоставной рассказ об идее, что двигает русский гений
08.10.2024
Зельфира Трегулова: «Русский гений умеет доводить мысль до абсолюта»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+