18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Выставка «Им 20 лет» в честь 55-летия фильма «Заставы Ильича» открывается в Центре Вознесенского

Создатели мультимедийной экспозиции использовали тот же прием закольцованности времени, что и Марлен Хуциев в картине, ставшей символом хрущевской оттепели

Работу над фильмом «Застава Ильича» Марлен Хуциев (1925–2019) начал в 1959 году и планировал закончить
в 1961-м, к 20-летию начала Великой Отечественной войны. Но судьба картины, сегодня всеми признанной главным фильмом-символом хрущевской оттепели, сложилась драматично. 

Будничную жизнь трех молодых людей послевоенного поколения в постсталинской Москве (соавтором сценария стал легенда 1960-х Геннадий Шпаликов) сняли в необычной для советского кино документальной эстетике. Вспомнить хотя бы знаменитую сцену в Политехническом музее, где персонажи фильма участвуют в реально проходящем поэтическом вечере читающих на публику свои стихи Беллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко, Булата Окуджавы.

Однако уже готовый к показу фильм вызвал гневную критику Никиты Хрущева за свою «безыдейность». На экраны картина вышла в 1964-м с сокращенными или переснятыми эпизодами (например, гамлетовская сцена разговора главного героя фильма с погибшим на войне отцом). Поменяли и название — на «Мне двадцать лет». И лишь спустя четверть века, в ­1988-м, состоялась настоящая премьера восстановленного фильма. 

Он и сегодня смотрится как документальный, запечатлевший быт и атмосферу оттепельной Москвы. Но и история нет-нет да и всплывает. Как в сцене с идущими по пустынной улице красноармейцами в первых кадрах или сменой караула у Мавзолея в конце. Тот же ход — закольцованности времени — использовали создатели мультимедийной выставки «Им 20 лет»  в Центре Вознесенского, приурочив ее к 55-летию выхода картины на экран. Авторы идеи Зоя Кошелева и Вячеслав Шмыров с художником и сценографом Алексеем Трегубовым выбрали для проекта, занимающего весь первый этаж Центра, зрелищный формат тотальной инсталляции. 

Зритель словно совершает путешествие во времени в постоянном диалоге с настоящим. Вот комната молодого человека, наполненная его размышлениями о просмотренном фильме, о времени молодости его бабушки и дедушки, а вот  зал Политехнического, где проходил тот памятный поэтический вечер. Остается лишь добавить, что 30 мая в клубе Центра покажут еще и полную версию «Заставы Ильича». 

Центр Вознесенского
Им 20 лет
25 мая – 30 сентября 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
7
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+