18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Выставка «Им 20 лет» в честь 55-летия фильма «Заставы Ильича» открывается в Центре Вознесенского

Создатели мультимедийной экспозиции использовали тот же прием закольцованности времени, что и Марлен Хуциев в картине, ставшей символом хрущевской оттепели

Работу над фильмом «Застава Ильича» Марлен Хуциев (1925–2019) начал в 1959 году и планировал закончить
в 1961-м, к 20-летию начала Великой Отечественной войны. Но судьба картины, сегодня всеми признанной главным фильмом-символом хрущевской оттепели, сложилась драматично. 

Будничную жизнь трех молодых людей послевоенного поколения в постсталинской Москве (соавтором сценария стал легенда 1960-х Геннадий Шпаликов) сняли в необычной для советского кино документальной эстетике. Вспомнить хотя бы знаменитую сцену в Политехническом музее, где персонажи фильма участвуют в реально проходящем поэтическом вечере читающих на публику свои стихи Беллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко, Булата Окуджавы.

Однако уже готовый к показу фильм вызвал гневную критику Никиты Хрущева за свою «безыдейность». На экраны картина вышла в 1964-м с сокращенными или переснятыми эпизодами (например, гамлетовская сцена разговора главного героя фильма с погибшим на войне отцом). Поменяли и название — на «Мне двадцать лет». И лишь спустя четверть века, в ­1988-м, состоялась настоящая премьера восстановленного фильма. 

Он и сегодня смотрится как документальный, запечатлевший быт и атмосферу оттепельной Москвы. Но и история нет-нет да и всплывает. Как в сцене с идущими по пустынной улице красноармейцами в первых кадрах или сменой караула у Мавзолея в конце. Тот же ход — закольцованности времени — использовали создатели мультимедийной выставки «Им 20 лет»  в Центре Вознесенского, приурочив ее к 55-летию выхода картины на экран. Авторы идеи Зоя Кошелева и Вячеслав Шмыров с художником и сценографом Алексеем Трегубовым выбрали для проекта, занимающего весь первый этаж Центра, зрелищный формат тотальной инсталляции. 

Зритель словно совершает путешествие во времени в постоянном диалоге с настоящим. Вот комната молодого человека, наполненная его размышлениями о просмотренном фильме, о времени молодости его бабушки и дедушки, а вот  зал Политехнического, где проходил тот памятный поэтический вечер. Остается лишь добавить, что 30 мая в клубе Центра покажут еще и полную версию «Заставы Ильича». 

Центр Вознесенского
Им 20 лет
25 мая – 30 сентября 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+