18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выставка «Им 20 лет» в честь 55-летия фильма «Заставы Ильича» открывается в Центре Вознесенского

Создатели мультимедийной экспозиции использовали тот же прием закольцованности времени, что и Марлен Хуциев в картине, ставшей символом хрущевской оттепели

Работу над фильмом «Застава Ильича» Марлен Хуциев (1925–2019) начал в 1959 году и планировал закончить
в 1961-м, к 20-летию начала Великой Отечественной войны. Но судьба картины, сегодня всеми признанной главным фильмом-символом хрущевской оттепели, сложилась драматично. 

Будничную жизнь трех молодых людей послевоенного поколения в постсталинской Москве (соавтором сценария стал легенда 1960-х Геннадий Шпаликов) сняли в необычной для советского кино документальной эстетике. Вспомнить хотя бы знаменитую сцену в Политехническом музее, где персонажи фильма участвуют в реально проходящем поэтическом вечере читающих на публику свои стихи Беллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко, Булата Окуджавы.

Однако уже готовый к показу фильм вызвал гневную критику Никиты Хрущева за свою «безыдейность». На экраны картина вышла в 1964-м с сокращенными или переснятыми эпизодами (например, гамлетовская сцена разговора главного героя фильма с погибшим на войне отцом). Поменяли и название — на «Мне двадцать лет». И лишь спустя четверть века, в ­1988-м, состоялась настоящая премьера восстановленного фильма. 

Он и сегодня смотрится как документальный, запечатлевший быт и атмосферу оттепельной Москвы. Но и история нет-нет да и всплывает. Как в сцене с идущими по пустынной улице красноармейцами в первых кадрах или сменой караула у Мавзолея в конце. Тот же ход — закольцованности времени — использовали создатели мультимедийной выставки «Им 20 лет»  в Центре Вознесенского, приурочив ее к 55-летию выхода картины на экран. Авторы идеи Зоя Кошелева и Вячеслав Шмыров с художником и сценографом Алексеем Трегубовым выбрали для проекта, занимающего весь первый этаж Центра, зрелищный формат тотальной инсталляции. 

Зритель словно совершает путешествие во времени в постоянном диалоге с настоящим. Вот комната молодого человека, наполненная его размышлениями о просмотренном фильме, о времени молодости его бабушки и дедушки, а вот  зал Политехнического, где проходил тот памятный поэтический вечер. Остается лишь добавить, что 30 мая в клубе Центра покажут еще и полную версию «Заставы Ильича». 

Центр Вознесенского
Им 20 лет
25 мая – 30 сентября 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+