В Музее Уитни открылась ретроспектива одного из главных провокаторов современного искусства.
Джефф Кунс — проповедник, верящий в силу своего слова. И как все хорошие пасторы, он ловко манипулирует своей паствой. В 2012 году, давая интервью Наоми Кэмпбелл для журнала Interview, Кунс построил разговор таким образом, что высказанные им мысли она воспринимала как свои собственные. Он рассказал, что его работы «антикритичны и не поддаются оценке», поскольку не требуют какой-то предварительной подготовки для их понимания. Некоторые люди не понимают этого, и поэтому считают его искусство китчем. «Мне не нравится это слово», — отреагировала Кэмпбелл, а Кунс поддакнул ей, как будто с самого начала это была ее позиция. «Мне тоже оно не нравится, — сказал он, — поскольку даже его употребление — уже оценка». Манипуляция критикой стала одной из стратегией Кунса. Его хулители используют все доступные средства в борьбе против этого лучшего в мире самопиарщика, но без особого успеха. В 1991 году критик Майкл Киммельман назвал его картины «фантастически скучными и бессмысленными». В 1993 году Роберт Хьюз, еще один авторитетный критик, обвинил Кунса в падкости «на глянец и мишуру». А критик Хилтон Крамер просто назвал Кунса шарлатаном и ловким мошенником. Но, несмотря на столь массированную атаку, коллекционеры продолжали покупать работы Кунса, а сам он даже гордится таким исключительным вниманием со стороны критиков. Дело в том, что Кунс так спокойно реагирует на нападки и обвинения в безыдейности и попсовости, потому что ему нечего скрывать: за оболочкой его работ нет ничего. Когда тот же Хьюз посетил его студию в 1997 году, Кунс указал на монументальную скульптуру котенка в носке и объяснил, что эта работа всего лишь «передает любовь… и счастье. Она никого не отчуждает. Я думаю, что даже ребенок мог бы прийти сюда и получить от нее удовольствие и испытать радость». Другими словами, что видишь, то и получаешь, и критикам здесь делать нечего. Он так объяснил эту ситуацию Наоми Кэмпбелл: «Мои работы всегда были нацелены на разрушение иерархической системы суждений».
Но несмотря на такое внимание прессы и критики к Кунсу, пусть часто и со знаком минус, у него никогда не было полноценной музейной ретроспективы, в том числе и в Нью-Йорке, где он прожил почти 40 лет. Так что выставка в Музее американского искусства Уитни — первая ретроспектива Кунса и последняя в этом здании, построенном в 1960-х архитектором Марселем Бройером. В 2015 году музей переедет в новое помещение на Манхеттене, а нынешнее отойдет Метрополитен-музею. Ретроспектива включает 120 знаковых работ Кунса с 1978 года до настоящего времени (в том числе самые последние, незаконченные), которые заполнили все пространство музея. В частности, там впервые выставят гигантскую скульптуру SplitRocher, которая затем переместится на площадку перед Рокфеллер-центром. После выставка поедет в Центр Помпиду в Париже (26 ноября — 27 апреля), а затем в Гуггенхайм-Бильбао (5 июня — 27 сентября 2015 года).
Музей американского искусства Уитни
Джефф Кунс. Ретроспектива
Нью-Йорк
До 19 октября