18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Джеффу Кунсу нечего скрывать: что видишь, то и получаешь. И критикам здесь не место

В Музее Уитни открылась ретроспектива одного из главных провокаторов современного искусства.

Джефф Кунс — проповедник, верящий в силу своего слова. И как все хорошие пасторы, он ловко манипулирует своей паствой. В 2012 году, давая интервью Наоми Кэмпбелл для журнала Interview, Кунс построил разговор таким образом, что высказанные им мысли она воспринимала как свои собственные. Он рассказал, что его работы «антикритичны и не поддаются оценке», поскольку не требуют какой-то предварительной подготовки для их понимания. Некоторые люди не понимают этого, и поэтому считают его искусство китчем. «Мне не нравится это слово», — отреагировала Кэмпбелл, а Кунс поддакнул ей, как будто с самого начала это была ее позиция. «Мне тоже оно не нравится, — сказал он, — поскольку даже его употребление — уже оценка». Манипуляция критикой стала одной из стратегией Кунса. Его хулители используют все доступные средства в борьбе против этого лучшего в мире самопиарщика, но без особого успеха. В 1991 году критик Майкл Киммельман назвал его картины «фантастически скучными и бессмысленными». В 1993 году Роберт Хьюз, еще один авторитетный критик, обвинил Кунса в падкости «на глянец и мишуру». А критик Хилтон Крамер просто назвал Кунса шарлатаном и ловким мошенником. Но, несмотря на столь массированную атаку, коллекционеры продолжали покупать работы Кунса, а сам он даже гордится таким исключительным вниманием со стороны критиков. Дело в том, что Кунс так спокойно реагирует на нападки и обвинения в безыдейности и попсовости, потому что ему нечего скрывать: за оболочкой его работ нет ничего. Когда тот же Хьюз посетил его студию в 1997 году, Кунс указал на монументальную скульптуру котенка в носке и объяснил, что эта работа всего лишь «передает любовь… и счастье. Она никого не отчуждает. Я думаю, что даже ребенок мог бы прийти сюда и получить от нее удовольствие и испытать радость». Другими словами, что видишь, то и получаешь, и критикам здесь делать нечего. Он так объяснил эту ситуацию Наоми Кэмпбелл: «Мои работы всегда были нацелены на разрушение иерархической системы суждений».

Но несмотря на такое внимание прессы и критики к Кунсу, пусть часто и со знаком минус, у него никогда не было полноценной музейной ретроспективы, в том числе и в Нью-Йорке, где он прожил почти 40 лет. Так что выставка в Музее американского искусства Уитни — первая ретроспектива Кунса и последняя в этом здании, построенном в 1960-х архитектором Марселем Бройером. В 2015 году музей переедет в новое помещение на Манхеттене, а нынешнее отойдет Метрополитен-музею. Ретроспектива включает 120 знаковых работ Кунса с 1978 года до настоящего времени (в том числе самые последние, незаконченные), которые заполнили все пространство музея. В частности, там впервые выставят гигантскую скульптуру SplitRocher, которая затем переместится на площадку перед Рокфеллер-центром. После выставка поедет в Центр Помпиду в Париже (26 ноября — 27 апреля), а затем в Гуггенхайм-Бильбао (5 июня — 27 сентября 2015 года).
Музей американского искусства Уитни
Джефф Кунс. Ретроспектива

Нью-Йорк
До 19 октября

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+