Родившаяся в Венесуэле 98-летняя художница представила почти 100 своих произведений на выставке «Лучита Уртадо. Я живу, я умираю, я перерожусь», которая открылась в лондонской Serpentine Gallery. Затем выставка отправится в Художественный музей округа Лос-Анджелес и в Музей современного искусства Руфино Тамайо в Мехико (точные даты будут объявлены позже).
Это первая за всю жизнь выставка Уртадо в такой крупной институции. В 2016 году ее работы показывали в лос-анджелесской Park View Gallery, а в 2018-м ряд картин вошел в экспозицию «Сделано в Лос-Анджелесе» в Музее Хаммера. При этом художницу, которая была музой многих известных современников, открыли случайно: работавший с одним из ее мужей, Ли Малликаном, Райан Гуд обратил внимание на инициалы «Л. У.» на некоторых произведениях. Уртадо заинтересовался арт-директор Serpentine Gallery Ханс Ульрих Обрист, благодаря чему и состоялась нынешняя ретроспектива.
Сейчас в Лондоне можно увидеть произведения, созданные с 1940-х годов и до наших дней. В числе представленных серий — как автопортреты 1960-х, когда Уртадо начала писать на холстах “I Am” («Я…»), так и более поздние работы, отражающие ее интерес к экологическому активизму.
В США Лучита Уртадо переехала с родителями в 1928 году. В юности работала fashion-иллюстратором в Condé Nast в Нью-Йорке. Позднее перебралась в Мехико, а в конце 1940-х вернулась в Америку, на этот раз в город Милл-Вэлли в Калифорнии, где сотрудничала с увлекавшейся мистицизмом группой Dynaton (членами группы также были двое ее мужей — Ли Малликан и Вольфганг Паален).
В беседе с Хансом Ульрихом Обристом, состоявшейся в 2018 году, Уртадо рассказала о своих отношениях и встречах с самыми разными влиятельными художниками. В их числе был мексиканский сюрреалист Руфино Тамайо, знакомство с которым состоялось в 1941 году. «Мы играли во всякие игры. Например, указывали на какой-нибудь предмет в комнате и спрашивали: „Из каких красок смешать этот цвет?“ или „Как написать вот это?“. Он писал картины у меня на кухне, это было довольно необычно», — рассказала художница. Кроме того, она была музой дадаиста Ман Рэя, который фотографировал ее в Лос-Анджелесе в 1947-м.
С Марселем Дюшаном она познакомилась в том же году в Нью-Йорке. «Я обожала Марселя. Он был замечательный, — говорит она. — Помню, однажды я собиралась ложиться спать, и тут он неожиданно пришел в дом к Жанне [Рейнал]… Я надела халат и спустилась к нему босиком. Когда я села на диван и вытянула ноги, он подошел, сел рядом со мной и начал делать мне массаж стоп. Было очень приятно. Но потом вокруг этого массажа ходило столько слухов!»
Serpentine Gallery
Лучита Уртадо. Я живу, я умираю, я перерожусь
До 20 октября