18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Лучита Уртадо: «Марсель Дюшан делал мне массаж»

В галерее Serpentine открылась выставка Лучиты Уртадо — художницы, ставшей известной в 95 лет

Родившаяся в Венесуэле 98-летняя художница представила почти 100 своих произведений на выставке «Лучита Уртадо. Я живу, я умираю, я перерожусь», которая открылась в лондонской Serpentine Gallery. Затем выставка отправится в Художественный музей округа Лос-Анджелес и в Музей современного искусства Руфино Тамайо в Мехико (точные даты будут объявлены позже).

Это первая за всю жизнь выставка Уртадо в такой крупной институции. В 2016 году ее работы показывали в лос-анджелесской Park View Gallery, а в 2018-м ряд картин вошел в экспозицию «Сделано в Лос-Анджелесе» в Музее Хаммера. При этом художницу, которая была музой многих известных современников, открыли случайно: работавший с одним из ее мужей, Ли Малликаном, Райан Гуд обратил внимание на инициалы «Л. У.» на некоторых произведениях. Уртадо заинтересовался арт-директор Serpentine Gallery Ханс Ульрих Обрист, благодаря чему и состоялась нынешняя ретроспектива.

Сейчас в Лондоне можно увидеть произведения, созданные с 1940-х годов и до наших дней. В числе представленных серий — как автопортреты 1960-х, когда Уртадо начала писать на холстах “I Am” («Я…»), так и более поздние работы, отражающие ее интерес к экологическому активизму. 

В США Лучита Уртадо переехала с родителями в 1928 году. В юности работала fashion-иллюстратором в Condé Nast в Нью-Йорке. Позднее перебралась в Мехико, а в конце 1940-х вернулась в Америку, на этот раз в город Милл-Вэлли в Калифорнии, где сотрудничала с увлекавшейся мистицизмом группой Dynaton (членами группы также были двое ее мужей — Ли Малликан и Вольфганг Паален).

В беседе с Хансом Ульрихом Обристом, состоявшейся в 2018 году, Уртадо рассказала о своих отношениях и встречах с самыми разными влиятельными художниками. В их числе был мексиканский сюрреалист Руфино Тамайо, знакомство с которым состоялось в 1941 году. «Мы играли во всякие игры. Например, указывали на какой-нибудь предмет в комнате и спрашивали: „Из каких красок смешать этот цвет?“ или „Как написать вот это?“. Он писал картины у меня на кухне, это было довольно необычно», — рассказала художница. Кроме того, она была музой дадаиста Ман Рэя, который фотографировал ее в Лос-Анджелесе в 1947-м. 

С Марселем Дюшаном она познакомилась в том же году в Нью-Йорке. «Я обожала Марселя. Он был замечательный, — говорит она. — Помню, однажды я собиралась ложиться спать, и тут он неожиданно пришел в дом к Жанне [Рейнал]… Я надела халат и спустилась к нему босиком. Когда я села на диван и вытянула ноги, он подошел, сел рядом со мной и начал делать мне массаж стоп. Было очень приятно. Но потом вокруг этого массажа ходило столько слухов!»


Serpentine Gallery
Лучита Уртадо. Я живу, я умираю, я перерожусь
До 20 октября

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
5
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+