18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Табак вредит репутации музеев

№73
Материал из газеты

Почти все государственные музеи Великобритании отказались от денег табачных компаний, другие не имеют такой возможности и вынуждены рисковать репутацией

Британский музей по-прежнему принимает спонсорские взносы от табачной компании — хотя еще 28 лет назад сотрудничать с ней отказалась Галерея Тейт. Japan Tobacco International, действующая под инициалами JTI, в Британском музее поддерживает отдел искусства Азии. Благодаря фонду Japanese Acquisition музей смог добавить в свою коллекцию 600 экспонатов. JTI также оплачивает услуги приглашенного куратора японского искусства. В соответствии с принятыми музеем в 2016 году «Принципами получения пожертвований» попечители обязаны учитывать «экономические выгоды от принятия средств, соотнесенных с потенциальной ценой репутационных рисков». То есть, по сути, руководство музея не считает, что спонсорство табачной компании может запятнать его репутацию. Однако вряд ли Британский музей позволит такому благотворителю затесаться в ряды спонсоров публичных мероприятий.

Спонсорство и пожертвования крупных организаций в пользу музеев в последнее время стали объектом пристального внимания общества. Вспомнить те же протесты в США против грантов семьи Саклер. Но ведь табак представляет собой большую опасность для здоровья, чем «Оксиконтин» — наркотический препарат, который производила принадлежащая клану Саклер компания Purdue Pharma. Согласно официальной статистике, только в Великобритании от курения умирает 100 тыс. человек в год, тогда как «Оксиконтин» (общее название препаратов, содержащих оксикодон) вызвал менее 100 летальных исходов. Но он может привести к героиновой зависимости, одной из главных причин смертей в США.

Британский музей — единственный крупный национальный музей Великобритании, принимающий помощь табачного концерна. Представители Тейт, Национальной галереи, Национальной портретной галереи и Музея Виктории и Альберта уверяют, что за последние лет десять не получали никаких грантов от производителей сигарет. Одно из ведущих культурных учреждений Великобритании, принимающее табачные деньги, — Королевская академия художеств. Но нужно учитывать, что это независимая благотворительная организация, лишенная государственных субсидий, поэтому она сильнее зависит от частных спонсоров, чем национальные музеи. JTI числится среди корпоративных спонсоров академии (перечисляя ей £45 тыс. в год) и поддерживает выставки, а British American Tobacco выступает ее ассоциированным спонсором. (JTI также является одним из пяти спонсоров 58-й Венецианской биеннале.)

Попечительский совет Тейт еще в 1991 году решил отказаться от денег табачных компаний. Предложение было внесено тогдашним директором музея Николасом Серотой. В неопубликованных протоколах заседания, теперь рассекреченных, говорится, что Галерея Тейт «не должна принимать спонсорские взносы и пожертвования от компаний, основной сферой деятельности которых является производство и продажа табака и табачных изделий». Одновременно Тейт ввела запрет на «спонсорскую помощь от торговцев оружием или компаний, основной сферой деятельности которых является производство оружия». 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+