Почему для первой выставки вы выбрали именно Тарковского? Долго ли она готовилась?
Проект «Свободный полет» создаем не мы, а московский Музей AZ. В 2016–2018 годах они показали на разных площадках три выставки, посвященные Андрею Тарковскому. Мне очень понравилось то, что AZ сделали в Фонде Дзеффирелли — удачное сочетание архитектуры места с экспозицией, выстроенной ее дизайнером Геннадием Синевым (он долгое время сотрудничал с ГТГ). Там удалось соединить произведения классиков отечественного искусства, таких как Петр Беленок, Франциско Инфанте, Анатолий Зверев, Дмитрий Краснопевцев, Лидия Мастеркова, Эрнст Неизвестный, Владимир Немухин, Дмитрий Плавинский, Юло Соостер, Олег Целков, Владимир Яковлев, Владимир Янкилевский, с работами, например, Платона Инфанте — молодого художника, использующего новейшие технологии. И все это было завязано в один узел с кинематографом Тарковского.
Когда мы стали думать о проектах, которыми могли бы заполнить наше новое пространство, я сразу вспомнила о разговоре с основательницей Музея AZ Наталией Опалевой. Мне нравится то, что они делают, — интересное сочетание реально живых вещей, видеопроектов и кинопроекций. Они заняли верную нишу и прекрасно с ней справляются. В итоге Музей AZ, наш партнер, в выставках которого мы нередко участвуем, сделает в новом пространстве на Крымском Валу масштабный проект, где кино Тарковского объединит три предыдущие отдельные экспозиции. Третьяковская галерея своими экспонатами не будет участвовать, все произведения — из собрания Музея AZ.
Можно ли говорить, что этим проектом Третьяковка как бы делает отсылку к золотым годам ЦДХ, когда там показывали большие выставки современного искусства, в частности Фрэнсиса Бэкона, Гилберта и Джорджа, Fluxus?
Мы думаем об этой отсылке, но, скорее всего, такой реверанс возникнет все-таки со следующими проектами, где мы будем работать с действительно самыми яркими произведениями мирового современного искусства. Программа будущих выставок в Западном крыле уже намечена. Я сейчас не буду говорить о планах на эту осень (они будут предметом отдельной пресс-конференции), но расскажу о двух проектах, запланированных на будущий год.
В конце весны и летом 2020 года мы покажем выставку современного индийского искусства. Над ней мы работаем с огромным интересом, потому что современное индийское искусство — это, с одной стороны, невероятная отсылка к традициям, а с другой — прорыв, полет воображения и художественной мысли, который на Западе все-таки ограничивается социально-политическими соображениями. Индия — какой-то огромный, невероятный, неизведанный континент (слово «страна» тут даже не подходит). Это совершенно особый художественный ареал, сформированный из многотысячелетней культуры. Переплетение традиций и инноваций там осуществляется самым невозможным образом.
А какой будет вторая выставка 2020 года?
Осенью мы откроем важнейший и для Москвы, и для России проект. Это будет огромная выставка, которую мы готовим совместно с международной группой кураторов. Ее рабочее название — «Единство в многообразии». Как известно, это девиз Евросоюза, и он выбран нами в качестве названия неслучайно. Будут представлены работы примерно 80 самых важных современных художников, работающих в Европе — таких мэтров, как Ансельм Кифер или Герхард Рихтер. В их число включены художники из России, потому что теми, кто предложил идею выставки, она рассматривается как часть европейского художественного процесса.
И одновременно в залах будут работы молодых художников, кто в своих произведениях значимым образом отражает те волнующие всех проблемы, с которыми сегодня сталкивается Европа. Например, проблема, связанная с потоком мигрантов, или же тема бедности.
Ранее объявлялось, что в 2022 году здание на Крымском Валу уходит на реконструкцию по проекту Рема Колхаса. На какой стадии находится сейчас его работа?
Работа архитектора зависит от одного обстоятельства — заключенного договора. Ранее мы заключали с мастерской Колхаса договор на концепцию — она была разработана и представлена. Потом, когда обретение второй части здания стало реальностью, мы начали поиски денег на создание уже конкретного, детального проекта. Эти внебюджетные деньги мы нашли — с помощью двух серьезных российских компаний (одна из них — «Транснефть»). Вскоре мы подписываем с архитектором договор, и он начинает работу над проектом реконструкции. Но мы пока время не теряем и на деньги «Транснефти» проводим обследование присоединенной части, чтобы понять, в каком состоянии находится здание.
Какие-то действительно авральные вещи есть? Например, текущая крыша?
Кровлю на Крымском Валу мы вообще ремонтируем все время, она постоянно течет. Но в этой части здания на последнем этаже располагаются залы, которые мы по договоренности с Союзом художников России передаем ему в безвозмездное пользование. По крайней мере, до начала реконструкции здания. Потом будет строительный период. Также сейчас мы заканчиваем ремонт помещений под отремонтированной крышей в нашей части здания, там, где в постоянной экспозиции были залы авангарда. И надеюсь, к середине лета в этих залах мы откроем новую экспозицию, которая будет там работать до того же 2022 года.
Что будет с постоянной экспозицией Новой Третьяковки во время реконструкции?
Когда мы закончим здание на Кадашевской набережной (рядом с историческим зданием в Лаврушинском переулке), то там будут выставочные пространства на двух уровнях, примерно по 2,5 тыс. кв. м каждое. В одном из них мы поселим экспозицию искусства ХХ века, второе будет использоваться для выставок вместо главных залов на Крымском Валу, где сейчас идет выставка Ильи Репина, а ранее — Василия Верещагина и Валентина Серова. У нас все взаимосвязано и увязано — пока мы не закончим строительство этого здания, мы не сможем переехать с Крымского Вала. Туда после завершения реконструкции вернутся произведения авангарда и всего искусства XX–XXI веков, но точную дату пока назвать невозможно.
А какова судьба коллекции живописи Международной конфедерации союзов художников? Сотрудники вашего музея уже закончили ее описывать?
Да, сотрудники Третьяковской галереи уже провели полную инвентаризацию обеих частей коллекции: и того, что оставалось в стенах ЦДХ, и тех фондов, которые хранятся в Подольске. Сейчас все собрание объявлено собственностью Российской Федерации. Министерство культуры образовало специальную комиссию, она будет распределять эти работы советских художников по фондам музеев страны, причем не только столичным, но и региональным. Третьяковская галерея хочет получить некоторые из полотен, мы подали заявки на эти картины и надеемся, что их получим.