18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

«Инновация» переживает новации

№74
Материал из газеты

Премия «Инновация-2019» объявила шорт-лист, а 29 июня в Нижнем Новгороде будут награждены лауреаты. Государственная премия в области современного искусства изменила не только прописку, но и формат

Судьба «Инновации», государственной премии в области современного искусства, в этом году долгое время оставалась неопределенной. В предыдущие годы — а премия вручалась уже 13 раз, — прием заявок начинался в декабре, в марте объявляли шорт-лист, в апреле открывалась выставка номинантов, а вскоре происходило и награждение лауреатов. 

В этом году в положенные сроки ничего подобного не случилось. Будет вручена премия или нет, похоже, не знали и сами организаторы — Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» и входящий в его состав Государственный центр современного искусства. О приеме заявок объявили только 1 апреля. До этого на вопросы об «Инновации» ответственные лица отвечали уклончиво. Поскольку государство в лице Министерства культуры к современному искусству явно не благоволит и денег в этом году не дало даже на международное представительство страны на Венецианской биеннале, то опасения, что «Инновации» не будет, казались вполне естественными. Тем более что было объявлено о намерении учредить премию «Традиция», чтобы проявить государственное внимание и к художникам-традиционалистам.

Но о премии для них пока ничего не известно, зато «Инновация» идет по строгому графику: заявки собраны, экспертный совет их рассмотрел, шорт-лист объявлен (полный список номинантов – в конце текста), на 28 июня назначено заседание жюри, на следующий день — открытие выставки номинантов и награждение победителей.

Судя по пресс-конференции, прошедшей 16 апреля, когда и было объявлено о новом формате «Инновации» и проведении ее в Нижнем Новгороде, теперь премия поддерживает не только современное искусство, но и заботится о развитии регионов. Директор РОСИЗО — ГЦСИ Софья Грачева тогда отметила, что вверенная ей институция «понимает, как важно развивать региональную политику». «Необходимо, чтобы все культурные события происходили не только в Санкт-Петербурге и Москве, но и охватывали регионы нашей необъятной страны. Поэтому принято стратегическое решение о проведении премии „Инновация“ в Нижнем Новгороде, в филиале РОСИЗО, в выставочном зале „Арсенал“», — заявила она. Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин даже выразил желание сделать «Арсенал» постоянной площадкой для выставок премии. Две трети средств на проведение «Инновации» выделят из областного бюджета. 

Нижегородский (теперь он называется Волго-Вятский) — один из старейших филиалов ГЦСИ и на сегодня самый крупный. Он работает, и активно, уже 22 года. У него прекрасное здание «Арсенал» в Нижегородском кремле с большим и красивым выставочным пространством. А у его директора Анны Гор большой опыт работы, в том числе она не раз была членом жюри «Инновации».

«Идею перенести „Инновацию“ в Нижний Новгород мы приняли с энтузиазмом по нескольким причинам, — рассказала Гор нашей газете. — Во-первых, за 14 лет существования премии региональная укорененность (художники, институты, события) современного искусства в стране сильно упрочилась. В нашем регионе сейчас молодые и динамичные руководители, которым не нужно специально объяснять, что такое современное искусство и премия „Инновация“, они рады принимать это событие у себя и финансировать его публичные аспекты. Во-вторых, у нас сформировался зритель, которому интересна премия как годовые кольца, показывающие состояние отечественного современного искусства. Поэтому мы хотели бы, чтобы в летний сезон выставка экспонировалась именно у нас. И наконец, публики в городе достаточно. В последнее время на вернисажи в „Арсенале“ собирается по 700–800 человек, средняя посещаемость выставки — 7–9 тыс. в месяц. Среди них есть адекватные и читаемые блогеры».

Если посмотреть на «годовые кольца» «Инновации», то сразу видно, как они отличаются. Лауреатами премии становились самые уважаемые профессиональным сообществом и любимые публикой художники, кураторы и авторы книг. Но сегодня кажется немыслимым, что в 2010 году лучшим произведением визуального искусства была признана отчаянная акция группы «Война», полное название которой сейчас даже невозможно печатно воспроизвести. Так что за время существования «Инновации» изменилось не только современное искусство, но и отношение к нему, прежде всего государства. 

Теперь премия переориентирована на регионы, жюри организаторы обещают, как всегда, международное, номинации остаются прежними: «Проект года», «Куратор года», «Художник года», «Региональный проект», «Новая генерация», «Образовательный проект» (в них премия составляет по 500 тыс. руб.), «Книга года: теория и история современного искусства» (300 тыс. руб.) плюс две внеконкурсные номинации — «За вклад в развитие современного искусства» и «За поддержку современного искусства России», но экспертный совет состоит только из представителей филиалов ГЦСИ. Возможно, что и лауреаты будут нестоличные.

Нельзя не заметить, что интерес к «Инновации» угас, ее перестали горячо обсуждать в печати и соцсетях, как это было раньше. Возможно, потому что исчезла интрига — спорного, тем более вызывающего, решения жюри уже никто не ждет. Смена формата и места проведения может придать премии новую энергию и вернуть ей популярность. По крайней мере, Анна Гор обещает «абсолютно нетрадиционную» церемонию награждения.


Лауреаты выбираются жюри в семи номинациях, по пять претендентов в каждой. Представляем номинантов этого года.

«Проект года»

«Генеральная репетиция. Представление в трех актах. Работы из коллекций V-A-C, MMOMA и Kadist». Эльза Абдулхакова, Кирилл Адибеков, Варвара Ганичева, Анна Ильченко, Диана Джангвеладзе, Мария Доронина, Полина Зотова, Дарья Калугина, Мария Крамар, Франческо Манакорда, Анна Панфилец, Андрей Паршиков, Ольга Стеблева, Катерина Чучалина

«Когда искусство становится частью ландшафта. Части II и III». Евгений Антуфьев

«Новое состояние живого». Наиля Аллахвердиева, Дмитрий Булатов, Марина Жукова

«Новый пейзаж». Петр Антонов, Анастасия Цайдер

«Страсти по Мартену». Анна Абалихина

«Художник года»

Александра Конникова, Аня Кравченко. «Действие. Сто восемь соло»

Егор Крафт. Ákkta

Владимир Селезнев. «Иногда кратчайший путь — самый длинный»

Андрей Сяйлев. «За предел вовлеченности»

Света Шуваева. «Последние квартиры с видом на озеро»

«Куратор года»

Александр Буренков. «Становясь бессознательным / Дрожа / С открытыми глазами / Я вижу тебя / Сдайся»

Ярослав Воловод, Валентин Дьяконов, Екатерина Лазарева. «Ткань процветания»

Ольга Дерюгина. «Я не робот»

Мария Сарычева. «Эскапизм. Тренинговая программа»

Светлана Усольцева. «Начало, конец и почти всё между ними. К 100-летию Ингмара Бергмана»

«Новая генерация»

Артем Голощапов. «Смотрители за смотрящим»

Надежда Гришина, Анастасия Кузьмина. «Твинариум»

Анастасия Дмитриевская, Анна Козонина, Антон Рьянов. «Пролетайте и соединяйтесь»

Анна Ротаенко. Real Weapon

Виталий Черепанов, Анна Черепанова. «Театр под камерами» и «Акцион Кости»

«Региональный проект»

Елена Ищенко, Денис Яковлев. «Суперобложка» (Краснодар)

Мария Калинина, Ирина Корина, Света Шуваева. «Артикул и Бахила» (Казань)

Дмитрий Пиликин. «Имя рек» (Пермь)

Кирилл Светляков, Николай Смирнов. «Метагеография: ориентализм и мечты робинзонов» (Владивосток)

Группа «Север-7». «Седьмая независимая ярмарка современного искусства „Санкт-Догвилльбург“» (Санкт-Петербург)

«Образовательный проект»

Артем Антипин, Евгения Чайка. «Лаборатория молодого художника»

Екатерина Беляева. «Магистратура Digital Art»

Яна Гапоненко. «Владивостокская школа современного искусства»

Евгения Игнатушко. Клуб «Вместе»

Светлана Лучникова, Светлана Ожгибесова, Игорь Рябов, Петр Стабровский, Любовь Шмыкова. «Вспомни город»

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+