18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Лувр с трудом собирает произведения на юбилейную выставку Леонардо

№74
Материал из газеты

Чтобы привезти в Париж шедевры мастера, в ход идут дипломатические связи

Крупные выставки обычно сопряжены с долгими переговорами об условиях музейного обмена, а предметы искусства, как правило, используются в качестве разменной монеты. Но все же редко становятся причиной дипломатических интриг — вроде тех, что оплели выставку Леонардо да Винчи в парижском Лувре к 500-летию со дня смерти живописца. Она должна пройти с 24 октября 2019 года по 24 февраля 2020 года.

Памятная дата отмечается мероприятиями по всей Европе, но выставка-блокбастер в Лувре остается самой ожидаемой. Благодаря королю Франциску I, пригласившему титана эпохи Возрождения во Францию, в Лувре хранятся пять картин мастера. «Мона Лиза» (1503) с места не сдвинется, и куратор выставки Венсан Дельевен собирается добавить к ней восемь или девять картин — примерно половину из небольшого дошедшего до нас наследия Леонардо.

Среди основных надежд — «Спаситель мира» (около 1500), которого Лувр ждет от Лувра — Абу-Даби. Но приедет ли скандальная картина, пока не известно. Планы Лувра — Абу-Даби включить «Спасителя» в постоянную экспозицию сорвались в сентябре прошлого года. С тех пор ближневосточный музей отказывается от комментариев, ссылаясь на принадлежность работы департаменту культуры и туризма эмирата. Сообщалось (без каких-либо доказательств), что шедевр мог быть поврежден, а также что с аукционным домом Christie’s, продавшим картину в 2017 году за $450 млн, еще не полностью рассчитались.

Однако это не единственная головная боль куратора. В феврале министр культуры Франции Франк Риестер отправился в Милан, чтобы обсудить музейные обмены для выставки с коллегой, Альберто Бонизоли. Сначала итальянское правительство грозилось заблокировать обмены, но в итоге Бонизоли заявил, что «готов помочь Франции». Французский министр тактично напомнил итальянцам о том, что Лувр прежде щедро делился Леонардо (например, одалживал «Прекрасную Ферроньеру» (1495–1499) и «Святого Иоанна Крестителя» (1513–1516) на Экспо-2015 в Милане), а также предложил помощь на выставке, запланированной к 500-летию со дня смерти Рафаэля, которая пройдет в 2020 году в Риме.

Искать работы для своей исторической экспозиции Лувр начал еще в 2015 году. В основном на ней будут рисунки, разрешения на них уже получены из разных музеев. Среди них La Scapigliata («Голова женщины») (около 1508) из Национальной галереи Пармы. Венеция согласилась предоставить несколько работ, но, видимо, все же не готова расстаться с легендарным «Витрувианским человеком» (1490). А вот самой несговорчивой оказалась Флоренция. Директор Галереи Уффици Айке Шмидт даже заявил, что уйдет в отставку, если что-то покинет стены его музея. Помимо «Крещения Христа» (около 1475), приписываемого и Андреа Верроккьо и Леонардо, флорентийской галерее принадлежат первый известный рисунок, подписанный и датированный художником, — «Вид на Арно» и, главное, «Благовещение» (около 1472). Среди других шедевров, на которые из Парижа были отправлены запросы, — «Мадонна Бенуа» из Эрмитажа (1478–1480), но решение российских коллег Лувр пока не объявил. Также очень ждут в столице Франции работы Леонардо из Ватикана, Королевской коллекции Великобритании, венского Музея истории искусств и музеев Германии.

По соображениям безо­пасности перемещение монументальных деревянных панелей вроде «Поклонения волхвов» (1423) из Галереи Уффици или «Мадонны в скалах» (1491–1508) из лондонской Национальной галереи не обсуждается. Скорее всего, на выставке в Лувре также будет представлено несколько работ учеников Леонардо: Салаи, Джованни Больтраффио или Марко д’Оджоно.  

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+