18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Удивительное путешествие автомобильного концерна BMW и ярмарки Art Basel

№74
Материал из газеты

BMW Group выступает в качестве одного из ключевых партнеров ярмарки современного искусства, не только показывая арт-кары именитых мастеров, но и поддерживая молодых художников

Автомобильный концерн BMW давно закрепил за собой звание передовика культурных инициатив среди крупных мировых брендов. На протяжении почти полувека он успешно использует доход от продажи лошадиных сил во благо развития искусства и культуры. К примеру, для многочисленных арт-коллабораций и парт­нерств с крупнейшими культурными институциями. Почетное место среди таких проектов занимает сотрудничество с выставкой-ярмаркой современного искусства Art Basel, которое к сегодняшнему дню успело достигнуть своего совершеннолетия. За это время арт-кары BMW — целая серия из 19 автомобилей, расписанных знаменитыми художниками, — стали надежными ориентирами ежегодных ярмарок в Базеле, Майами-Бич и Гонконге, а самые именитые гости мероприятий, кажется, привыкли перемещаться между площадками на премиальных автомобилях баварского концерна.

Нужно отдать должное неутомимому энтузиазму и художественному чутью бренда: грандиозные произведения искусства на колесах из коллекции BMW Art Car продолжают удивлять новизной. Среди создателей арт-каров были и первопроходец этой коллаборации Александр Колдер, и Фрэнк Стелла, и Роберт Раушенберг, и Джон Балдессари, и еще много славных имен. Недавнее автовоплощение артистического эго принадлежит авторству Цао Фэй, китайской художницы, известной своими мультимедийными работами. В ее прочтении BMW M6 GT3 из осязаемого мира переместился в пространство дополненной реальности. 

BMW не был бы BMW, если бы ограничился одной демонстрацией своих арт-каров. Для каждой из трех ежегодных ярмарок Art Basel концерн готовит художественные вернисажи, собирает гостей на публичные дискуссии и представляет новые исследовательские проекты. Одним из примеров интеграции технологий BMW в искусство стала парящая скульптура «Привилегия на свободу» дуэта Studio Drift. В декабре 2017 года в небо над Майами-Бич запустили сразу 300 светящихся дронов, которые повторили траекторию полета птичьей стаи.

В 2015 году BMW совместно с Art Basel начал беспрецедентный проект, направленный на поддержку начинающих художников, — BMW Art Journey. Экспертное жюри два раза в год составляет шорт-лист претендентов из числа молодых участников ярмарок Art Basel в США и Китае, представленных в секциях Discoveries и Positions. Победитель получает возможность отправиться в своеобразную арт-экспедицию, план которой он разрабатывает самостоятельно. Работы победителей, созданные по следам путешествий, занимают свое место в экспозиции очередного сезона ярмарки.

За четыре года победителями BMW Art Journey успели стать шесть молодых художников. Первым свой маршрут на карте BMW Art Journey проложил гонконгский художник и музыкант Самсон Янг, который проследовал за колокольным звоном через пять континентов. На ярмарку в Майами-Бич он привез работу «По ком звонит колокол: путешествие в акустическую историю конфликтов» — серию музыкальных и визуальных композиций, отражающих социальные отголоски набата.

В следующем году Хеннинг Фер и Филипп Рюр, творческий дуэт из Кельна, по итогам своего тура привезли работу «Искусство памяти: даб-музыка и башня Центрального телевидения Китая». Казалось бы, ямайский бит с пекинской достопримечательностью не связывает решительно ничего — но нет, их объединяет петлеобразная структура, которая так захватила художников. Следующим лауреатом стала фотохудожница из Лондона Эбигейл Рейнолдс, которая посетила 16 разрушенных библиотек на Великом шелковом пути (что символично, материалы ее исследования вошли в отдельную книгу). Еще одна победительница, индийская художница Астха Бутаил, представила проект «В отсутствие письменности», который связан с устными традициями и способами фиксации священных текстов и обычаев. Путешествие другого победителя BMW Art Journey, большого любителя аквариумов Макса Хупера Шнайдера, вылилось в коллекцию мини-экосистем. Они сформировались внутри боксов, размещенных художником на различных участках дна Мирового океана. Следом за ним в путь отправился Джамал Сайрус, который представил серию работ, раскрывающую смысл этнокультурного понятия «Афро-Атлантика» — географии циркуляции идей в треугольнике Европы, Африки и Америки. 

Зрители Art Basel в Гонконге в начале этого года увидели, куда могут завести древние звездные карты. В лаундже BMW был представлен результат экспедиции по следам миграций птиц и животных последнего победителя проекта, Зака Лэнгдон-Поула. Там же, в Гонконге, жюри BMW Art Journey объявило шорт-лист новых финалистов. В него вошли три художницы: Кларисса Тоссин, Лу Янг и Шен Син. Кто из них отправится в очередное арт-путешествие, станет известно 13 июня на ярмарке в Базеле. 


Томас Гирст
Руководитель направления международных культурных проектов BMW Group

Справка

Как родился проект BMW Art Journey? Кто был его инициатором?

Трудно сказать, и на самом деле до конца не ясно, кто придумал, кто начал и когда это было. Вообще, формат партнерства с кем-то — всегда лучший вариант. Спонсорство — это просто денежная транзакция, а партнерство — уже интер­акция. Мы предпочитаем второе. С Art Basel мы сотрудничаем уже довольно давно, с 2002 года. Тут важно, что наше сотрудничество не статично, оно развивалось, трансформировалось, разрасталось. Когда ярмарке требовались шат­тлы для ВИП-гостей, мы как автомобильный партнер, естественно, предоставляли их. Спустя какое-то время нам захотелось подключиться не только к сервисной, но и к смысловой стороне ярмарки. Так появился лаундж BMW. Связи с оргкомитетом крепли, мы обсуждали вероятность более тесного сотрудничества — в дискуссиях и родился проект BMW Art Journey. И я, конечно, горжусь этой инициативой. Потому что мы не просто даем художникам деньги — мы даем им возможность покинуть студию и отправиться в удивительное путешествие. 

Прослеживается тенденция: с ярмаркой Paris Photo у вас резидентная программа в Доме-музее Нисефора Ньепса, с Art Basel — арт-путешествия финалистов. Почему так важно вытащить художника из студии?

Нужно смотреть издалека. Для нас важно, чтобы у каждого проекта был потенциал на продолжительный срок. Да, мы — один из крупнейших в мире автомобильных концернов, но, когда дело касается наших культурных инициатив, нам хочется делать вещи со смыслом. Наши проекты — это не однодневная вспышка. И «Фоторезиденция», и Art Journey — способ создать нечто более значимое с исследовательской, с эмоциональной точки зрения, а для этого недостаточно просто студии и нескольких дней работы. 

Как происходит отбор победителей? Вы принимаете в этом участие? 

Выбор финалистов BMW Art Journey — процесс многоступенчатый. К примеру, в Гонконге сначала оргкомитет Art Basel утверждает состав галерей-участниц, затем галереи отбирают художников, которых они привезут, далее жюри ярмарки из их списков выбирает художников для представления в секции Discoveries. Каждый, кто попадает в нее, может стать участником проекта BMW Art Journey, и, должен сказать, каждый на это надеется. В шорт-лист всегда входят три финалиста; после отбора у них есть два месяца, чтобы представить жюри проект своего путешествия. Жюри состоит из профессионалов мира искусства, представителей BMW в нем нет и не будет. Для нас это вопрос принципиальный, поскольку мы никак не хотим влиять на решение, оно должно быть независимым и беспристрастным.

То есть даже вы, руководитель культурного направления BMW, не участвуете в судействе?

Можете себе представить? Я обычно присутствую на обсуждении, но сижу прикусив язык. Я сам — творческий человек, и бывает, что мои взгляды не совпадают с мнением жюри. Но я молчу, хотя порой мне это нелегко дается. И я считаю это правильным решением. BMW Art Journey — очень важная инициатива, и нам хочется, чтобы процесс отбора был полностью прозрачен и справедлив. Мне достаточно и того, что мы даем возможность чьему-то грандиозному, порой довольно сложному плану, существующему только на бумаге, воплотиться в реальное произведение искусства. Это дорогого стоит. Приятно видеть, как молодые художники — участники BMW Art Journey становятся известными более широкой профессиональной публике, их узнает сообщество, ими все больше интересуются галереи и коллекционеры. При этом наблюдать, как их идеи воплощаются в жизнь и в то же время трансформируются в процессе, тоже очень любопытно. 

А когда победители возвращаются из экспедиций, что они обычно говорят? Для вас они, получается, почти как дети, которые возвращаются из летнего лагеря.

Слава богу, наши победители — люди взрослые, поэтому все они возвращаются преисполненными благодарности. Дети, в отличие от них, после каникул вечно приезжают с недовольными лицами и своим родителям стараются ничего не рассказывать. Так что нам повезло гораздо больше. Все, кто отправляется в путешествие, едут не отдыхать — они едут ради исследований, за новыми открытиями. В дороге каждый из них ведет онлайн-дневник, поэтому мы можем практически в режиме реального времени наблюдать за тем, что с ними происходит. К тому же мы во многом помогаем им по ходу путешествий, ведь зачастую они проводят на одном месте всего два-три дня, за это время невозможно успеть все запланированное. И речь может идти не просто о разных городах, но о разных странах и континентах. Мы же стараемся заранее договориться с нужными людьми на местах для решения важных вопросов. К примеру, когда Самсон Янг был в Санкт-Петербурге, он смог попасть в Эрмитаж уже после закрытия, и научный сотрудник музея специально для него завел знаменитые часы «Павлин». BMW Art Journey — по-настоящему уникальный проект, аналогов ему в мире нет. Конечно, став его частью, получив такую поддержку и невероятный опыт, наши художники возвращаются полными светлых эмоций и вдохновения. 

Еще…

Специальное приложение Art Basel к The Art Newspaper Russia N 74

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+