В небольшом саксонском городке Мейсен более 300 лет назад родилась легендарная мануфактура Meissen, первая обладательница секретной формулы белого фарфора, положившая начало его производству в Европе. В ХХ веке над созданием уникальных предметов здесь трудились лучшие мастера: и Сабина Вахс, и Сильвия Кледе, и Йорг Даниельчик. Сейчас пост ведущего скульптора Meissen занимает Петер Штранг, работы которого далеки от канонов. Произведения Штранга считаются вершиной фарфоровой пластики мануфактурного исполнения. Профессиональные навыки скульптора он приобрел в Дрезденской академии изобразительных искусств, однако работать в Meissen начал задолго до ее окончания, в возрасте 14 лет. Став дипломированным скульптором, Штранг совместно с мастером Людвигом Цепнером и художником Хайцем Вернером учредил на мануфактуре Meissen группу «Художественное развитие». Он предложил новый взгляд на форму и тематику скульптуры, а его нестандартные сюжеты, гротескная моделировка, отсутствие привычной гипсовой формы для отлива стали современными и определяющими в области фарфора.
Петер Штранг одним из первых начал практиковать технику ручного моделирования фарфоровой массы с тщательной проработкой мелких деталей. Благодаря этому каждое изделие имеет свой характер, и в тираже выпущенных фигур нельзя найти даже двух похожих. Многие произведения Штранга представлены в музеях по всему миру, в их числе парижский Лувр, нью-йоркский Метрополитен-музей, Эрмитаж и Русский музей в Санкт-Петербурге. Подлинность скульптуры подтверждают личное клеймо и подпись автора. А в росписи Штранг придерживается акварельного стиля, отличающегося от классических традиций мейсенского фарфора.
Так получилось, что примерно раз в 100 лет у Meissen выходят произведения, связанные с Россией. В Эрмитаже хранится знаменитый «Большой русский заказ» императрицы Екатерины II из 40 скульптур немецкой фарфоровой мануфактуры. В Зимнем дворце также находится коллекция «Русский балет» прославленного скульптора начала ХХ века Пауля Шойриха, созданная им под впечатлением от «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Продолжил эту неожиданную традицию именно Петер Штранг своей «Русской коллекцией». Вдохновение для ее создания пришло к нему после прочтения поэмы Александра Пушкина «Руслан и Людмила». Через несколько месяцев мир увидел новую коллекцию из семи фигур. Все статуэтки последовательно иллюстрируют содержание поэмы и неразрывно связаны между собой.
Баба-яга представлена в парчовом царском кафтане на крыше избушки на курьих ножках. Руслан схож с портретом самого Пушкина: черные кудри и вытянутое лицо с румянцем на щеках. В одних скульптурах он мужественный герой, в других — нежный возлюбленный. Людмила же — чувственная и смелая белокурая красавица, которую Штранг от фигурки к фигурке заботливо переодевает из одного яркого платья в другое. Злому карлику Черномору мастер отказывает в человеческой внешности — его образ абсолютно несуразен: лицо — в виде застывшей венецианской маски, а туловище, в представлении Штранга, настолько уродливо, что не заслуживает показа целиком. Черномор везде изображен у ног положительных героев, автор будто намекает нам на то, что зло всегда будет повержено силами добра.
Все скульптуры отмечены авторской подписью Петера Штранга и выполнены в единственном экземпляре специально для компании «Дом Фарфора». Впервые «Русская коллекция» будет представлена в Санкт-Петербурге в период проведения Петербургского международного экономического форума.