Выставка из 2500 экспонатов открылась 31 мая 1979 года в Центре Помпиду. Она стала третьей в ряду грандиозных международных обменных проектов после «Париж — Нью-Йорк» (1977) и «Париж — Берлин» (1978). Впервые мировой публике были представлены сокровища русского авангарда, долго томившиеся в запасниках советских музеев под идеологическим запретом, — работы Казимира Малевича, Василия Кандинского, Александра Родченко и многих других новаторов. Они показывались вместе с работами их французских современников — Пикассо, Брака, Матисса. Специально к выставке, охватывавшей все стороны художественной деятельности — от живописи до театра, архитектуры и дизайна, — были реконструированы такие знаковые объекты, как Башня III Интернационала Татлина, «Трибуна» Лисицкого.
В 1981 году выставка переехала в Москву, в ГМИИ им. А.С.Пушкина, где стала еще большим откровением, заново открыв достижения раннего советского искусства. Ее посетил генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев и оставил благожелательную запись в книге отзывов. Выставка стала переломным моментом в советской культурной политике, обозначив поворот от изоляции к открытости.
Спустя 40 лет Центр Помпиду при участии ГМИИ им. А.С.Пушкина и Благотворительного фонда Владимира Потанина возвращается к истории этого грандиозного проекта, которая все еще недостаточно известна. В первой части конференции выступят участники событий, кураторы и организаторы: Ирина Антонова, Жан-Юбер Мартен, Серж Фошро, Светлана Джафарова и другие. Вторая часть будет посвящена современному взгляду на события 40-летней давности и значению выставки в контексте репрезентации российского искусства.
Модератором выступит куратор Центра Помпиду Николя Люччи-Гутников. Центр Помпиду совместно с Благотворительным фондом Владимира Потанина с 2016 года ведет проект «Коллекция!», знакомящий французскую публику с современным российским искусством и его историческим бэкграундом.
В рамках конференции будет показан фильм, созданный Центром Помпиду на основе серии видеоинтервью организаторов выставки и неопубликованных ранее архивных и фотоматериалов. К концу 2019 года Центром Помпиду запланирован выпуск специального номера журнала Les Cahiers du Musée national d’art moderne, посвященный этому проекту.