18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Два товарища: Павел Беньков и Николай Фешин

№74
Материал из газеты

Оба художника, представленные на выставке «Место под солнцем. Беньков/Фешин» в Музее русского импрессионизма, были чрезвычайно талантливы, и это добавляет интриги в сопоставление их творчества

Когда устраиваются ретроспективные выставки «на двоих», обычно возникает вопрос, насколько уместно соседство тех или иных художников. Идет ли речь о единомышленниках, исповедовавших сходные взгляды на искусство, или куратор намеренно сталкивает разных авторов, желая сыграть на контрасте? В обоих случаях успех парной экспозиции не очевиден и не гарантирован. Но если рассмотреть доводы, по которым произведения Павла Бенькова (1879–1949) и Николая Фешина (1881–1955) демонстрируются сейчас в одном пространстве — в залах Музея русского импрессионизма, то никаких вопросов возникать не должно. Их сопоставление представляется обоснованным, хотя на протяжении десятилетий оно было попросту невозможным.

Художники были земляками (оба родились в Казани), почти ровесниками, хорошими приятелями и соучениками — сначала в местном художественном училище, после в Императорской академии художеств в Петербурге. Фешин учился у Ильи Репина, Беньков — у Дмитрия Кардовского. И оба впоследствии преподавали в Казани, в том самом училище, где начинали свой путь. А затем судьба их развела и географически, и политически: вторую половину жизни Фешин провел в США, Беньков — в советском Узбекистане. Название выставки — «Место под солнцем» — под­ра­зумевает чужбину, которая для каждого из них оказалась по-своему горькой, но и благодатной.

Здесь важно подчеркнуть, что оба художника были чрезвычайно талантливы, и это добавляет интриги в сопоставление их творчества. Причем оба до конца дней работали в реалистической манере, на которую, конечно, повлияли рыночные американские условия в одном случае и соцреалистические установки — в другом, однако повлияли не настолько, чтобы обезличить. Стиль Фешина вообще послужил одним из образцов для многих художников в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе; триумф Бенькова оказался куда более локальным — и все же он заслуженно стал мэтром у себя на второй родине, в Самарканде. Идея их экспозиционного сближения сулит почти неизбежные зрительские радости — для тех, разумеется, кто ценит в живописи не концепции, а чувственность, лирику и свободу кисти. В проекте участвует несколько российских музеев начиная с Третьяковки и Музея Востока, а также десяток частных коллекционеров.  

Музей русского импрессионизма
Место под солнцем. Беньков/Фешин
5 июня – 24 сентября

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+