18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Царь из хрусталя

№74
Материал из газеты

Мануфактура Daum уже 140 лет создает великолепные хрустальные шедевры, а недавно выпустила ограниченную серию скульптур специально для российских поклонников марки

Знаменитая французская мануфактура художественного хрусталя Daum в прошлом году отметила 140-летие. Своим появлением в 1878 году она обязана поистине счастливому случаю: юрист Жан Дом, никак до этого не связанный со стекольным производством, получил в пользование небольшую фабрику в городе Нанси в качестве оплаты за долги. К развитию нового семейного дела подключились сыновья Жана — Антонин и Огюст, благодаря деловой хватке которых бизнес быстро разросся, сделав Daum одним из крупнейших во Франции производителей художественного стекла. Спустя несколько десятилетий на волне популярности производства хрусталя компания отказалась от создания предметов из стекла. Антонин, не на шутку увлекшийся хрупким материалом, постоянно искал новые техники и методы. Именно он поручил мастерам мануфактуры освоить и, можно сказать, возродить технику pâte de verre (фр. «тесто из стекла»), известную со времен Древнего Египта, в ее основе лежит принцип плавления мельчайших хрустальных осколков. Сложный и многоступенчатый метод с использованием техники утраченного воска, который не применяют больше нигде в мире, принес компании небывалую славу. Уникальная технология используется Daum до сих пор. 

Процесс создания каждого предмета невероятно трудозатратный. Все начинается в глиняной мастерской. Художники-скульпторы работают здесь именно с глиной, поскольку на последующих этапах такие прототипы полностью сохраняют свою форму, не поддаваясь деформации. Готовую глиняную скульптуру с заранее продуманными вариантами технических трубок и оснований (дополнительные части, которые будут образовывать полости для заливки воска и хрустальной массы) повторяют в силиконовом «негативе». Эти шаблоны наполняют пластиковой массой — из нее создают первый, пробный образец скульптуры, чтобы увидеть все недочеты и слабые места. Далее идет процесс усовершенствования, и он может повторяться несколько раз. Финальный вариант прототипа погружают в жидкий силикон, создавая шаблон уже для производства хрустальных фигур, а далее в гипс. Застывая, он образует твердую основу и позволяет шаблону держать форму. Следом заливается воск, застывание которого может занять как несколько часов, так и несколько дней, в зависимости от размера предмета. Затем восковой образец извлекают из формы и отправляют на доработку, в нем всегда найдутся несовершенства: отверстия от пузырьков, небольшой выступ по шву соединения силиконовой формы, углубления и прочее. Когда восковой прототип готов, его в специальном коробе заливают жидким гипсом. Высохший куб помещают в специальную печь, где нагрев осуществляется не огнем, а паром, благодаря чему воск медленно и равномерно плавится и вытекает, оставляя внутри уже гипсовый «негатив» будущей скульптуры. Для ее создания используют цветные хрустальные заготовки: порошок (к нему прибегают крайне редко из-за сильного образования пузырьков), крошку и более крупные болванки. Кстати, в палитре бренда рекордные для хрустального производства 45 цветов. К полой гипсовой форме приставляют глиняные воронки (на самом деле обычные цветочные горшки). Мастера горячего цеха наполняют их разноцветными хрустальными заготовками и наконец отправляют форму в печь. Запекание происходит при температуре 870 градусов Цельсия; хрусталь медленно тает и стекает в гипсовый шаблон, полностью заполняя пространство. Фигуры небольшого размера запекаются в среднем семь дней, для более крупных иногда требуется до пяти недель. Извлекают скульптуру, несмотря на хрупкий объект внутри, с помощью пилы и молотка. Надпиливая и простукивая куб, мастер цеха постепенно освобождает хрустальный шедевр. Но и это не конец. Каждая скульптура проходит процесс обрезки и шлифовки, когда удаляются дополнительно нарощенные технические части и сглаживаются контуры. Завершается все ручной гравировкой названия бренда и серийного номера. 

Казалось бы, один только процесс создания предметов Daum можно считать произведением искусства, но бренду этого недостаточно, поэтому мануфактура с завидным постоянством приглашает к сотрудничеству творческих личностей — художников, дизайнеров, скульпторов. Первопроходцем был сам Сальвадор Дали. В этом списке также числятся Арман, Жан Кокто, Палома Пикассо, Сезар и еще три с лишним сотни имен. Среди недавно отметившихся — стрит-арт-художник Kongo, скульптор Ришар Орлински и художница Лоранс Боннель.

Не так давно эксклюзивно для российских поклонников Daum представил скульптуру гордого льва в цвете Appaloosa — черный хрусталь при свете переливается оттенками баклажанового и коричневого. Царь зверей запечатлен мастерами в расслабленной, но оттого не менее величественной позе.   

Зрелищность его облику придает сочетание полированного и матового хрусталя, передающего блеск лоснящейся шкуры и игру мышц. Каждое изделие ограниченной серии из 125 экземпляров пронумеровано и подписано. Уникальное произведение длиной 46 см и высотой 19,5 см эксклюзивно представлено для российской публики в Москве в бутике Daum на Никольской улице, в Gallery Royal и ЦУМе, а также в ДЛТ в Санкт-Петербурге. 

Новости партнеров

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+