Идея собирать авторскую архитектуру владеет умами многих предпринимателей и миллиардеров. Одним из самых интересных ее воплощений на сегодняшний день является кампус швейцарской мебельной компании Vitra, который в течение 40 лет пополняется постройками знаменитых архитекторов. Эта коллекция под открытым небом выглядит настоящим справочником по первым именам. На относительно небольшой площади (точные размеры кампуса держат в секрете) соседствуют архитектурные опусы Тадао Андо, Николаса Гримшоу, Алвару Сизы, Захи Хадид, японского бюро SANAA и, конечно, швейцарских звезд Жака Херцога и Пьера де Мерона.
История строительства кампуса увлекательна и даже драматична. На территории немецкого города Вайль-на-Рейне — тут нет ничего удивительного, ведь от швейцарского Базеля до немецкого Вайля всего несколько автобусных остановок, а содержать фабрику на немецкой земле значительно дешевле — Vitra обосновалась в начале 1950-х годов. Основатели фабрики Вилли Фельбаум и его жена Эрика из послевоенного поколения предпринимателей-интеллектуалов были по-настоящему увлечены дизайном и сумели поставить производство офисной и домашней мебели на крепкие коммерческие рельсы. На фабрике помнят, как в 1953 году Вилли Фельбаум в Нью-Йорке в витрине магазина увидел стул Чарльза и Рэй Имз из гнутой фанеры и понял, что ему необходимо производить и продавать такие предметы в Европе.
Получив права на производство и продажу по лицензии предметов американского дизайна, Фельбаум начал приглашать к сотрудничеству и европейцев, зачастую доводя до ума эффектные, но заковыристые проекты. Так, после девяти лет совершенствования технологии в производство был запущен консольный стул из цельного куска пластика датчанина Вернера Пантона Panton Chair, один из самых подделываемых предметов ХХ века.
Первые в кампусе здания появились в 1950-х. Фабрика росла, развивалась, и все бы в архитектурном отношении шло вполне заурядно, если бы в 1981 году не случился пожар. Огонь уничтожил 60% построек. Решение о том, как восстанавливать кампус, принимал наследник бизнеса, сын Вилли и Эрики, нынешний президент компании Рольф Фельбаум. Именно ему пришла в голову блестящая идея пригласить к проектированию функциональных фабричных зданий выдающихся архитекторов. Вкус у Рольфа Фельбаума безупречный, ведь пять архитекторов, впоследствии получивших престижную Прицкеровскую премию, именно здесь построили свои первые здания в Европе. Чтобы реализации мощных индивидуальностей выглядели ансамблем, британскому архитектору Николасу Гримшоу было поручено разработать генеральный план застройки, которого в целом придерживаются до сих пор.
Сегодня, помимо специально возведенных зданий, кампус украшают и выкупленные архитектурные миниатюры. Посреди сада красуется культовый геодезический купол Ричарда Бакминстера Фуллера (запатентованная в 1954 году технология принесла Фуллеру мировую славу; конкретную конструкцию привезли в сюда в 2000 году, до этого в течение 20 лет она служила павильоном для продажи автомобилей в Детройте). Любители 1950-х ценят и сборно-разборный шедевр Жана Пруве — его легкая «Заправочная станция» с аутентичной оранжево-зеленой раскраской демонтирована и перевезена в 2003 году из Франции. Гости кампуса любят крошечный экологичный домик «Диоген», придуманный итальянским архитектором Ренцо Пьяно, и автобусную остановку дизайнера Джаспера Моррисона, еще в 1990-х проектировавшего мебель для Vitra. Остановка Моррисона даже не принадлежит территории кампуса, но стальная минималистическая конструкция со стеклянной стеной, сквозь которую видны виноградники ближайшей деревни Отлинген, — настоящий шедевр.
Конечно, особая история того, почему кампус знают на всех континентах, связана с Музеем дизайна Vitra. Сам музей, выросший из частной коллекции друга и единомышленника Рольфа Фельбаума, одного из первых собирателей дизайна ХХ века, родовитого Александра фон Вегезака, изначально был придуман именно как музей дизайна, а не музей компании — таково было условие передачи культовых модернистских стульев и светильников, прототипов и прочих ценных раритетов. Кураторы музея умеют сочетать нетривиальные идеи выставок с почти идеальным воплощением. Созданные ими выставочные проекты вроде «Сути вещей» или «100 стульев» гастролируют по всему миру. А здание музея в 1989 году спроектировал тогда еще малоизвестный в Европе Фрэнк Гери. Считается, что смотрящие в разные стороны деконструктивистские волны были чем-то вроде генеральной репетиции перед постройкой титановой бури здания Музея Гуггенхайма в Бильбао.
Каждое лето в дни работы ярмарки Art Basel в кампусе проходит традиционная летняя вечеринка Vitra. Сюда съезжаются знаменитые архитекторы, дизайнеры, коллекционеры и поклонники дизайна. И каждый год их ждет сюрприз — новое здание, новая коллекция, перформанс, дефиле или что-то совсем невероятное. В этом году Vitra анонсировала сенсационную коллаборацию с fashion-брендом. Так что на фоне авторской архитектуры будет много моды и 5 тыс. стильных гостей. В Вайле-на-Рейне с нетерпением ждут приезда Вирджила Абло, Фаррелла Уильямса и других икон поколения миллениалов.