18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

«Русская неделя» принесла аукционам £36 млн

Совместными усилиями четыре аукционных дома — Christie’s, Sotheby’s, MacDougall’s и Bonhams — на торгах в Лондоне продали русского искусства почти на £36 млн

Итоги традиционной летней серии аукционов русского искусства в Лондоне подтверждают ранее наметившийся тренд: наше искусство (хотя оно и составляет мизерную долю на международном арт-рынке), пережив резкое падение и цен и спроса в 2015–2016 годах, постепенно возвращается к докризисным показателям. Общий итог «русской недели» на этот раз — £35,9 млн, немногим меньше зимних £39,1 млн. Разумеется, какого-то русского бума, как в начале 2000-х, и близко нет, но есть и свои рекорды (Кузьма Петров-Водкин на Christie’s), и миллионные продажи, и значительные превышения эстимейтов. Ну а какие-то лоты, в том числе из топовых, не удается продать. Словом, все идет своим чередом.

Больше всех в этой серии заработал Christie’s в понедельник 3 июня, суммарная выручка русского аукциона составила £16,2 млн, из них более половины — £9,3 млн — принес «Натюрморт с сиренью» 1928 года Кузьмы Петрова-Водкина. Теперь это самая дорогая картина, проданная на аукционах русского искусства, и рекорд цены для художника — так эффектно русский отдел Christie’s отметил свой 50-летний юбилей.

Кроме того, руководители русских торгов Александра Бабенко и Марго Оганесян отметили интерес покупателей к произведениям Сергея Чехонина (подборка из 30 с лишним лотов была продана более чем за £1 млн) и Анны Остроумовой-Лебедевой (коллекция Александра Джаншиева из 12 работ — более £90 тыс.), а также к советскому агитационному фарфору (редкое блюдо по эскизу Стеллы Венгеровской ушло за рекордные для этой категории £275 тыс.). Другие топ-лоты, проданные выше оценочной стоимости, — это «Натюрморт с флоксами» Александра Дейнеки из коллекции Бориса Ливанова (£419,2 тыс.), «Сиверская» Ивана Шишкина (£323,2 тыс.) и портрет Авы-Элис-Мюриель Астор кисти Павла Челищева из коллекции князя Ивана Оболенского (£335,2 тыс.). В разделе декоративно-прикладного искусства фавориты вполне предсказуемые: русское серебро (супница с чернью за £250 тыс.) и изделия фирмы Фаберже (модель одуванчика из нефрита, золота, хрусталя и драгоценных камней за £137, 5 тыс.).

На следующий день, во вторник 4 июня, состоялись русские торги Sotheby’s, принесшие £12,5 млн, из них более £10 млн — на счету живописи, которая была представлена максимально разнообразно — от произведений мастера первой половины XIX века Пимена Орлова до советского нонконформизма. Топ-лотом ожидаемо стал натюрморт Михаила Ларионова, его стоимость в ходе торгов достигла £2,2 млн. Следом идет непотопляемый на рынке Иван Айвазовский (очередной эффектный морской вид за £1,2 млн против эстимейта в £500–700 тыс.). По словам главы русского аукциона Sotheby’s Рето Барметтлера, работа мариниста ушла с молотка дороже £1 млн впервые с 2014 года! Многократно превысила предварительную оценку в £80–120 тыс. «Боярыня» Константина Маковского, которая в итоге была продана за £250 тыс. Полностью была раскуплена подборка произведений советских нонконформистов, в частности по £110 тыс. ушли работы Олега Целкова. Результаты в секции ДПИ у Christie’s и Sotheby’s удивительно созвучны: наибольшим успехом у покупателей пользуется редкий агитфарфор и, конечно, вечная классика — Фаберже. Блюдо 1921 года «От боевых подвигов — к подвигам труда и от подвигов труда — к боевым», выполненное на Государственном фарфоровом заводе (бывшем Императорском), ушло за £131,2 тыс., а украшенный эмалью серебряный ковш фирмы Фаберже, исполненный мастером Федором Рюккертом, — за £112,5 тыс.

В среду утром эстафету принял аукционный дом MacDougall’s, которому удалось выручить £5,3 млн. Лидировал здесь «Бахчисарай» Бориса Кустодиева, еще одна «миллионная продажа» «русской недели»: вид Крыма 1917 года ушел за £1,6 млн. Очевидно, сыграли роль и имя автора, и патриотическая крымская тема, и редкость сюжета (изображен татарский базар — это едва ли не единственный вклад Кустодиева в ориенталистику). К тому же работа с отличной выставочной историей: в 1918 году она экспонировалась на выставке «Мир искусства», а в 1959-м участвовала в ретроспективе художника. Среди других топ-лотов MacDougall’s — портрет кисти Георгия Анненкова (£305 тыс.), изображение святого Меркурия Смоленского, написанное Николаем Рерихом (£270 тыс.), и «Гостиница „Украина“» Ивана Чуйкова (£175,5 тыс.). Последняя сумма — аукционный рекорд для художника. Впечатляющие результаты в секции современного отечественного искусства на MacDougall’s и Sotheby’s позволяют осторожно говорить о тенденции к возврату к докризисным ценам. 

Серию торгов завершил Bonhams, чей русский аукцион принес £1,9 млн. Самой дорогой работой, как и ожидалось, стал «Портрет девочки в розовом платье» Филиппа Малявина, проданный за £312,5 тыс. Впечатляет и суммарный итог распродажи коллекции резных фигурок животных Фаберже, собранной леди Каролиной Опенхаймер, — £816,9 тыс. Многие изделия уходили гораздо выше предварительных оценок, по максимальным для подобных предметов ценам. Дороже всего из этой подборки ушли нефритовая таблетница в форме лягушки (£225 тыс. при эстимейте в £50–60 тыс.) и агатовая мышка (£175 тыс. при эстимейте в £40–60 тыс.). Кстати, если по суммарной выручке Bonhams и тяжело конкурировать с гигантами аукционного бизнеса вроде Sotheby’s и Christie’s, то уровень цен на конкретных мастеров, а также набор имен во многом схож. Так, работа Олега Целкова была продана за £125 тыс. — даже дороже, чем на Sotheby’s. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+