Название и выставке и книге дал цикл лекций, прочитанных в Русском музее известным петербургским коллекционером Николаем Кононихиным. У книги есть подзаголовок — «Вторая половина XX века. Ленинградский опыт». Под одной обложкой автор собрал рассказы обо всех направлениях художественной жизни Ленинграда-Петербурга с послевоенных времен до конца 1990-х годов.
Во вступительном слове к изданию Александр Боровский, заведующий отделом новейших течений ГРМ, пишет: «Кононихин глубоко погружен в материал, который он открыл для себя, осмыслил по-своему и постарался систематизировать, ввести в исторический и культурный контекст». Инженер по образованию, Кононихин увлекся коллекционированием предметов искусства в начале 1990-х годов. Сейчас он обладатель одного из самых значительных собраний картин и рисунков ленинградских художников второй половины XX века, а также автор почти десятка книг.
Еще в середине 1990-х у него появилось желание систематизировать собранный материал, самому разобраться в мало исследованной тогда теме. Однако идея цикла лекций окончательно сформировалась только к 2013 году. Кононихин поделился ею с сотрудниками отдела новейших течений Русского музея, а они, в свою очередь, предоставили ему площадку для выступлений. Первый сезон лекций состоялся в 2013–2014 годах, а предстоящий сезон станет уже седьмым по счету. По словам автора, собственно лекций, написанных на бумаге, у него не было, а была лишь серия устных рассказов. И когда Кононихин сел за книгу, то писал ее практически заново, но при этом сохранял последовательность изложения и названия своих лекций как названия ее глав.
Первая из них — рассказ о советском импрессионизме, о Всеволоде Баженове, Вячеславе Загонеке, Александре Романычеве. Следующая глава посвящена ленинградским последователям «Бубнового валета», ученикам Александра Осмеркина — Ивану Годлевскому, Евсею Моисеенко, Сергею Осипову и многим другим. Автор подробно описывает формирование и творческие искания «группы одиннадцати» (Валерий Ватенин, Герман Егошин, Виталий Тюленев), а также устремления Павла Кондратьева и художников его круга (Владимир Волков, Валентина Поварова, Вера Матюх). Отдельные главы повествуют о Ленинградской литографской мастерской, об обществе «Аполлон» (Ростислав Вовкушевский, Григорий Израилевич, Борис Калаушин, Борис Стародубцев) и неофициальном искусстве Ленинграда-Петербурга — от Владимира Шагина до Тимура Новикова. Проиллюстрирована книга произведениями из коллекции автора.