Этой весной в жизни музея «Гараж» произошли два события, вызвавшие большой отклик: мы объявили о создании эндаумент-фонда, а я в своем аккаунте в Instagram написал, что в нашем кафе внедрены новые, экологически ответственные подходы к работе (например, мы отказались от использования пластика — теперь все стаканы для напитков навынос сделаны из бумаги, а в качестве коктейльных соломинок мы используем букатини). Разумеется, учреждение эндаумент-фонда и пост в социальной сети — это события разного масштаба. Но я вижу в них нечто общее: и две сотни сотрудников музея, и я как его директор думаем об одном и том же — о будущем за горизонтом наших жизней.
«Гараж», в частности наше кафе, не сразу пришел к осознанию и принятию экологической ответственности. Но в какой-то момент нам стало очевидно, что мы потребляем большое количество разнообразных ресурсов и, чем увереннее мы развиваемся, тем больше становятся наши потребности. В то же время «Гараж» мыслит себя передовой художественной институцией, и мы знаем, что к нашим инициативам есть особое внимание — как со стороны профессиональной аудитории, так и посетителей, для которых «Гараж» является не столько выставочным пространством, сколько «третьим местом» — после дома и работы. И мы решили попробовать изменить себя и тем самым попробовать изменить жизнь тех, кому важно наше мнение.
Первым шагом стала установка в «бумажном» павильоне Шигеру Бана контейнера для сбора использованных элементов питания, которые мы отправляли на правильную утилизацию. С началом сотрудничества с Uniqlo в «Гараже» появился recycle box — контейнер для сбора ношеной одежды, которая затем обретала вторую жизнь. Мы стали отдельно сортировать использованный пластик, бумагу, стекло и металл и сдавать их на переработку, начали печатать наши книги на бумаге, соответствующей экологическому стандарту FCS, и многое, многое другое.
Из этих маленьких эпизодов сложилась музейная стратегия устойчивого развития, подразумевающего ответственный подход к жизни на Земле с учетом нужд и интересов будущих поколений (кстати, о том, каким видят будущее художники, вы сможете узнать на выставке «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100», которая открывается в «Гараже» в июне). И ключевым событием для нас, нашего будущего и — буду нескромным — будущего российской культуры стало учреждение эндаумент-фонда музея.
Да, сегодня «Гараж» собирает достаточно средств для работы и развития. Но что будет через десять-двадцать лет? Что будет, когда следующие поколения придут в него, будет ли музей так же интересен? Сможет ли позволить себе сотрудничество с лучшими специалистами в своих областях? Чтобы на все эти вопросы уверенно ответить «да», мы и основали эндаумент-фонд.
Самое распространенное определение гласит, что «целевой капитал некоммерческой организации (от англ. endow — «вклад», «дар») — сформированная за счет пожертвований часть имущества некоммерческой организации, переданная в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности некоммерческой организации». То есть, создавая тело капитала, которое нельзя тратить, и расходуя только прибыль, полученную от управления этим капиталом, мы создаем финансовые гарантии стабильного функционирования и роста нашего музея, без которых «Гараж» уже не будет «Гаражом».
Пример Метрополитен-музея с $2,5 млрд в эндаумент-фонде сегодня нам кажется фантастикой. Но мне думается, что успех — это только вопрос времени. В первые годы после открытия Метрополитен с трудом находил необходимые суммы для существования, но уже через 40 лет, в 1913 году, в его эндаумент-фонде находилось $10 млн — и эти деньги до сих пор работают на благо музея.