Еще несколько лет назад, осенью 2016 года, когда в Париже в Фонде Louis Vuitton открылась выставка коллекции Сергея Щукина (1854–1936), объединившая работы из ГМИИ им. А.С.Пушкина и Государственного Эрмитажа, не верилось, что когда-нибудь удастся увидеть подобную экспозицию в России. Но договоренности о межмузейном выставочном обмене удалось достигнуть, и летом одна за другой стартуют «Щукин. Биография коллекции» в Пушкинском в Москве и «Великие русские коллекционеры. Братья Морозовы» в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. На несколько месяцев две главные русские дореволюционные частные коллекции французского искусства, от импрессионистов до Пикассо, воссоздаются и демонстрируются в максимально возможной полноте в двух музеях.
Долгожданный для Пушкинского проект сделан с размахом. Экспозиция занимает практически весь второй этаж главного здания, всего в ней участвует более 450 произведений живописи, графики, скульптуры и предметов декоративно-прикладного искусства. Это работы из коллекций Сергея Щукина и его братьев (у владельцев успешного текстильного бизнеса страсть к собирательству была в крови). Впрочем, в фокусе — именно шедевры Клода Моне, Поля Гогена, Поля Сезанна, Пабло Пикассо и Анри Матисса, собранные Сергеем Ивановичем. По данным Наталии Семеновой, его биографа и одного из кураторов выставки, Щукин за два десятилетия активного собирательства приобрел 256 полотен французских художников. Этим летом в ГМИИ можно увидеть почти 150 работ, в том числе по 24 — Матисса и Пикассо, по 13 — Моне и Андре Дерена, 7 — Сезанна и 5 — Анри Руссо.
Около 60 произведений предоставлены Эрмитажем, в том числе такие знаковые картины Пикассо, как «Три женщины» и «Мальчик с собакой». Собрать же все работы из коллекции в одном месте более не представляется возможным: состояние сохранности некоторых не позволяет выдавать их на временные выставки. Например, невыездным считается панно Матисса «Музыка», и его присутствие в Москве не предполагалось. Да и многие другие классические произведения из собраний ГМИИ и Эрмитажа после завершения проекта больше не будут участвовать в музейных обменах — таков вердикт хранителей и реставраторов. Все это делает экспозицию «Щукин. Биография коллекции» действительно уникальной, а само событие — беспрецедентным.
Очевидно, именно поэтому было принято решение поручить подготовку выставки большой группе кураторов. В нее вошли директор музея Марина Лошак, ведущие научные сотрудники отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков Александра Данилова, Алексей Петухов и Анна Познанская, научный консультант выставки — биограф Щукина Наталия Семенова, а приглашенный куратор — Андре-Марк Делок-Фурко, внук коллекционера, инициатор нескольких издательских и выставочных проектов, в том числе в Фонде Louis Vuitton.
Центральной точкой экспозиции, над архитектурой которой работали Кирилл Асс и Надежда Корбут, выбран Белый зал, где противоположная от входа стена отведена огромному панно Матисса «Танец» — ему и только ему посвящен целый зал. Парное к «Танцу» эрмитажное панно «Музыка» осталось в Петербурге. Напомним, что изначально они были написаны по заказу Сергея Щукина для украшения его московского особняка. По воспоминаниям современников, коллекционер признавался, что эти панно помогают ему «взбираться по лестнице». Нечто подобное смогут испытать и посетители Пушкинского, поднимаясь по парадной лестнице навстречу Матиссу.
Первые залы посвящены коллекциям братьев Сергея Щукина, каждому — по залу. По словам Наталии Семеновой, это можно назвать восстановлением исторической справедливости. Несмотря на то что каждый из них был своеобычной и значительной личностью, все они оказались в тени Сергея Ивановича и его великого собрания. В зале Дмитрия Ивановича Щукина представлена классическая европейская живопись (именно его коллекция заложила основу фондов искусства старых мастеров в ГМИИ), а также мебель, фарфор и другие предметы декоративно-прикладного искусства. О коллекции Петра Ивановича Щукина, создателя музея русских древностей, ходили легенды — будто бы там есть всё. Посвященный ему зал передает это изобилие, отмечая и важную веху в формировании коллекции Сергея Щукина: в 1912 году он купил у брата, до того тоже увлекавшегося французской живописью, собрание импрессионистов. Еще одной важной задачей выставки было рассказать о личности и увлечениях младшего из братьев Щукиных, Ивана Ивановича. Он с 1893 года жил в Париже, семейным бизнесом никогда не занимался, избрав для себя преподавательскую деятельность и антикварное поприще. Именно торговля искусством и привела его к трагическому концу: в 1908 году он покончил с собой из-за долгов и скандальной истории с подделками старых мастеров. Иван Щукин приобщил старшего брата Сергея к новому французскому искусству, которое и сам собирал до 1900 года. Затем он распродал коллекцию на аукционах в Париже (их каталоги также включены в экспозицию) и увлекся старыми испанцами, в частности Эль Греко — его «Мария Магдалина» из будапештского музея тоже включена в выставку.
Последующие залы постепенно раскрывают этапы формирования коллекции Сергея Щукина через смену его увлечений. Первые покупки произведений импрессионистов он совершил через парижских маршанов Амбруаза Воллара и Поля Дюран-Рюэля, затем приобретал в галерее Бернхеймов и Дрюэ, некоторые работы Матисса — непосредственно в ателье художника, а Пикассо и Дерена — у дилера Даниеля-Анри Канвейлера.
Сначала Щукина заинтересовал Камиль Писсарро, но очень скоро его вниманием полностью завладел Клод Моне. Он приобрел 13 его лучших полотен — сегодня по ним можно изучать эволюцию художника. Предпочтения коллекционера сменялись быстро. Сначала были Сезанн, ван Гог, Руссо, затем работы таитянского цикла Гогена и, наконец, финальный аккорд — Матисс и Пикассо.
Сергей Щукин превратил свой дом, бывший особняк Трубецких в Знаменском переулке, в музей современного искусства: со временем его стены оказались плотно увешанными картинами в два-три ряда, от пола до потолка. Как рассказал замдиректора по науке Пушкинского музея Илья Доронченков, от шпалерной развески самого Щукина на выставке было принято решение отказаться, тем не менее перед создателями экспозиции стояла задача максимально достоверно воссоздать атмосферу особняка в Знаменском переулке — например, насколько это возможно, развеска будет приближена к оригинальной, которую критик и искусствовед Яков Тугенхольд назвал «иконостасом» Гогена. По словам Доронченкова, один из важнейших моментов — попытка повторить эффект зала Пикассо, творческая мощь которого буквально «изгоняла» произведения любых других художников. Такое соседство могли выдержать, как ни странно, лишь картины «Таможенника» Анри Руссо и африканские статуэтки, также приобретенные Щукиным.
«Есть зал, посвященный Сезанну, которого нечасто называют щукинским художником, считая его, скорее, художником Ивана Морозова. Однако, учитывая тот факт, что коллекция Сергея Ивановича была доступной для посещения и открытой и многие будущие участники объединения „Бубновый валет“, московские сезаннисты, именно там знакомились с работами Сезанна, становится понятно, что это еще одна, забытая роль Сергея Щукина в истории русского искусства», — говорит Алексей Петухов, один из авторов путеводителя по выставке.
После революции собрание успешного фабриканта согласно ленинскому декрету 1918 года было национализировано. Сам коллекционер вскоре эмигрировал во Францию. Затем его коллекция переехала на Пречистенку в бывший особняк Ивана Морозова, и оба собрания французского искусства были объединены в Государственный музей нового западного искусства. В 1948-м, вслед за расформированием музея, шедевры поделили между собой Пушкинский и Эрмитаж. С декретом о национализации, драматическими обстоятельствами раздела коллекции, с фотографиями и документами из семейного архива также можно познакомиться на выставке. Кураторы добавили к традиционным экспликациям в залах цитаты из документов, дневниковых записей, писем Щукиных, Матисса, статей художественных критиков того времени, когда Сергей Щукин собирал свою поистине революционную коллекцию западного искусства.
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
Щукин. Биография коллекции
19 июня – 15 сентября