Остров Делос, легендарное место рождения богов-близнецов Аполлона и Артемиды, был одним из важнейших религиозных центров древнегреческого мира, пока перенаправление торговых путей под властью римлян не привело к его запустению. В последние две тысячи лет остров оставался необитаемым.
Обладатель Премии Тернера, британский скульптор Энтони Гормли взялся снова заселить остров площадью 3,3 кв. км. До конца октября он намерен разместить в гротах, театрах, на площадях и среди знаменитых гигантских фаллических скульптур 29 своих «телоформ». Выставка посвящена, как поясняет автор, «человеческому пространству внутри пространства и тому, каково это — заполнять его».
В проект включены 25 скульптур, созданных Гормли за последние два десятилетия, и 4 новых site-specific-объекта, которые скульптор сделал после того, как открыл для себя остров в 2018 году. Возможно, он первый за более чем тысячелетие художник, создавший для Делоса новые произведения искусства.
«Для меня большая честь работать с местом, где диалог между природой и человечеством начался так давно, — говорит Гормли. — Более фигуративные скульптуры будут видны с моря, еще на пути к острову, а по мере продвижения в глубь него они будут становиться все более абстрактными». Он называет древние руины Делоса «примитивными, но эффектными» и говорит, что это «постмодернизм 300 года до н.э.».
Выставка называется «Зрение». Она создана по заказу основанной в 2013 году греческой некоммерческой организации предпринимателя Димитриса Даскалопулоса под названием Neon, которая занимается поддержкой современного искусства. В роли сокураторов выставки выступили управляющий директор Neon Элина Кунтури и директор лондонской Whitechapel Gallery Ивона Блазвик.
Делос входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Задумка Энтони Гормли — первый проект такого рода на острове, получивший единогласное одобрение Археологического совета Греции и Эфората древностей Кикладских островов. Художник, изучавший археологию в Кембриджском университете, говорит, что, предвидя увеличение числа туристов на Делосе, для защиты исторических памятников проделали огромную работу. «Мы сотрудничаем с очень аккуратными и добросовестными археологами, — поясняет он. — Во всех местах, где мои скульптуры соприкасаются с поверхностями древних объектов, проложили защитные материалы».
«Бушующие ветры», воспетые поэтами древности, затянули работу, и первоначальный монтаж завершился почти на месяц позже, чем планировалось. «Недавно у нас был семибалльный шторм, и волны высотой три-четыре метра бились о скульптуру из серии „Другое время“, которую мы установили в море к северу от острова, — рассказывает Гормли. — Ее основа погнулась к черту».
За плечами у британского скульптора богатый опыт работы с природными и городскими ландшафтами. Среди наиболее известных его произведений подобного рода — проекты «Другое место», «Ангел Севера», «Поле».