18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Работа над фресками папского дворца в Авиньоне завершена

Реставрация росписей XIV века в капелле Святого Марциала, оформленной в готическом стиле, продолжалась более девяти лет

Работа над фресками в капелле Святого Марциала должна завершиться этим летом. Фрески были выполнены между 1344 и 1346 годами по заказу папы римского Климента VI его официальным живописцем итальянцем Маттео Джованнетти (1322–1368). Первые попытки исследований предприняли в 2005 году, но вскоре работа была прервана. «Мы недооценили сложность реставрации», — говорит Дидье Репеллен, главный архитектор и генеральный инспектор исторических памятников во Франции.

Применение поливинилацетата для покрытия фресок в процессе реставрации в 1970-е годы значительно затемнило их. «Этот материал, просочившийся в красочный слой, был применен в гораздо больших дозах, чем мы думали», — рассказал главный хранитель папского дворца Доминик Венгтен.

Кроме того, проект захлебнулся, когда итальянская фирма, взявшая на себя первичное удаление пыли с фресок, отказалась продолжать работы, после чего муниципалитет Авиньона, которому принадлежит дворец, приостановил реставрацию. Только в 2012 году для выполнения этой задачи была выбрана римская фирма Consorzio Arke, ранее реставрировавшая капеллу Скровеньи в Падуе с фресками Джотто и фрески Пинтуриккьо в Сиенском соборе.

Сейчас работы в полном разгаре. Бригада из шести реставраторов работает над циклом фресок, покрывающим стены от пола до потолка и состоящим из 21 сцены. Здесь изображено житие святого Марциала Лиможского (по утверждению монаха XI века Адемара Шабанского, он принес христианство в юго-западную Галлию и был другом святого Петра). Папа римский Климент VI, уроженец Лиможа, использовал историю святого Марциала, чтобы узаконить присутствие Святого престола в Авиньоне.

Слой за слоем реставраторы утончают слой поливинилацетата, затемнивший за годы фрески. «Здания бледного цвета, напоминающие местную архитектуру, стали за это время коричневыми», — говорит Репеллен. В задачу также входит укрепление краски и тонирование утраченных участков акварелью серого цвета, чтобы восстановление было заметным, но не отвлекающим при осмотре фресок.

Некоторые повреждения и утраты оставят, включая фрагменты, написанные «по сухому» и покрытые листами оловянной фольги, которая со временем отвалилась. «Оловянная чума», необратимый химический процесс, видоизменяющий металл, запятнала кольчуги, надетые на ряд фигур. Лица других фигур были вырезаны со стен солдатами и проданы, когда в XIX веке дворец служил казармой. «Мы также сохраняем некоторые характерные повреждения, с тем чтобы они послужили документацией для будущих реставраций», — объясняет реставратор Мануела Миканьели. Пока капелла не закрылась 12 лет назад, каждый год ее посещало примерно 60 тыс. человек; как ожидается, она вновь откроется для публики в 2015 году. Росписи в капеллах Святого Марциала и Святого Иоанна, наряду с фресками на потолке Зала больших приемов, — последние сохранившиеся работы художника в папском дворце.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+