18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Работа над фресками папского дворца в Авиньоне завершена

Реставрация росписей XIV века в капелле Святого Марциала, оформленной в готическом стиле, продолжалась более девяти лет

Работа над фресками в капелле Святого Марциала должна завершиться этим летом. Фрески были выполнены между 1344 и 1346 годами по заказу папы римского Климента VI его официальным живописцем итальянцем Маттео Джованнетти (1322–1368). Первые попытки исследований предприняли в 2005 году, но вскоре работа была прервана. «Мы недооценили сложность реставрации», — говорит Дидье Репеллен, главный архитектор и генеральный инспектор исторических памятников во Франции.

Применение поливинилацетата для покрытия фресок в процессе реставрации в 1970-е годы значительно затемнило их. «Этот материал, просочившийся в красочный слой, был применен в гораздо больших дозах, чем мы думали», — рассказал главный хранитель папского дворца Доминик Венгтен.

Кроме того, проект захлебнулся, когда итальянская фирма, взявшая на себя первичное удаление пыли с фресок, отказалась продолжать работы, после чего муниципалитет Авиньона, которому принадлежит дворец, приостановил реставрацию. Только в 2012 году для выполнения этой задачи была выбрана римская фирма Consorzio Arke, ранее реставрировавшая капеллу Скровеньи в Падуе с фресками Джотто и фрески Пинтуриккьо в Сиенском соборе.

Сейчас работы в полном разгаре. Бригада из шести реставраторов работает над циклом фресок, покрывающим стены от пола до потолка и состоящим из 21 сцены. Здесь изображено житие святого Марциала Лиможского (по утверждению монаха XI века Адемара Шабанского, он принес христианство в юго-западную Галлию и был другом святого Петра). Папа римский Климент VI, уроженец Лиможа, использовал историю святого Марциала, чтобы узаконить присутствие Святого престола в Авиньоне.

Слой за слоем реставраторы утончают слой поливинилацетата, затемнивший за годы фрески. «Здания бледного цвета, напоминающие местную архитектуру, стали за это время коричневыми», — говорит Репеллен. В задачу также входит укрепление краски и тонирование утраченных участков акварелью серого цвета, чтобы восстановление было заметным, но не отвлекающим при осмотре фресок.

Некоторые повреждения и утраты оставят, включая фрагменты, написанные «по сухому» и покрытые листами оловянной фольги, которая со временем отвалилась. «Оловянная чума», необратимый химический процесс, видоизменяющий металл, запятнала кольчуги, надетые на ряд фигур. Лица других фигур были вырезаны со стен солдатами и проданы, когда в XIX веке дворец служил казармой. «Мы также сохраняем некоторые характерные повреждения, с тем чтобы они послужили документацией для будущих реставраций», — объясняет реставратор Мануела Миканьели. Пока капелла не закрылась 12 лет назад, каждый год ее посещало примерно 60 тыс. человек; как ожидается, она вновь откроется для публики в 2015 году. Росписи в капеллах Святого Марциала и Святого Иоанна, наряду с фресками на потолке Зала больших приемов, — последние сохранившиеся работы художника в папском дворце.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+