18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Освобождение духа и другие приключения сюрреалистов

№74
Материал из газеты

Участники знаменитого художественного движения отвергали традиционную мораль, однако внедрение этих идейных установок в собственную повседневную жизнь происходило у них не без коллизий

О сюрреализме написаны тонны литературы на любой вкус — от глубокомысленных теоретических интерпретаций до подробной летописи его истории. Кажется, что может добавить к этому впечатляющему списку еще одна книга? Однако опус «Сюрреалисты в жизни» выделяется из искусствоведческой литературы о сюрреализме по крайней мере двумя обстоятельствами.

Во-первых, никто из исследователей сюрреализма не посвящал отдельный том исключительно личной жизни его адептов. Во-вторых, автор этой книги, 92-летний англичанин Десмонд Моррис — сам по себе фигура легендарная. Как художник он участвовал в послевоенных выставках сюрреалистов, кого-то из них знал лично и даже снял два сюрреалистических фильма — «Цветок времени» и «Бабочка и булавка». Но эти факты до выхода книги для многих оставались в лучшем случае в тени. Дело в том, что Десмонд Моррис, по образованию зоолог с докторской степенью, точнее, этолог, находящий схожесть в поведении животных и человека, приобрел мировую известность как популяризатор науки, автор книги «Голая обезьяна. Зоологическое исследование человеческого животного» (1967) и ряда других бестселлеров. А еще он долгие годы, с 1956-го по 1998-й, вел популярные шоу «Время зоопарка» и «Жизнь в мире животных» на BBC.

Бэкграунд исследователя не может не заинтриговать читателя, взявшего в руки эту книгу с биографиями 32 художников. Но почему в списке оказались и те, кто лишь эпизодически соприкасался с сюрреализмом, как, например, Пабло Пикассо, Александр Колдер, Генри Мур или Фрэнсис Бэкон? Автор объясняет это в самом начале, а именно: хотя бы из-за того, что «сюрреализм является не столько художественным движением, сколько философской концепцией», и потому «под знаменами сюрреализма могли оказаться такие разные художники, как Магритт и Миро». Моррис явно не согласен с узкой трактовкой движения и предлагает свои пять основных типов сюрреализма: «парадоксальный», «атмосферный», «метаморфный», «биоморфный» и «абстрактный». А дальше, полемизируя с теми, кто утверждает, что сюрреалистами могут считаться только члены кружка Андре Бретона, предлагает собственную классификацию и для самих сюрреалистов: «официальные», «временные», «независимые», «оппозиционеры», «исключенные», «выбывшие».

Биографии здесь расположены в алфавитном порядке; каждую предваряют краткая историческая справка о художнике, фотопортрет и одна его работа. Чтение это сразу затягивает, хотя сведущему читателю многое уже знакомо. Ну кто, например, не знает про сварливый характер Бретона и его нескончаемые конфликты с художниками-единомышленниками? Зато менее известны его отношения с авторитарной матерью и женщинами вообще, каковых он считал существами второго сорта. Тем самым и привычный образ диктатора Бретона становится читателю гораздо понятнее. 

Про личную жизнь любвеобильного Макса Эрнста, наоборот, казалось, все было известно, однако рассказанные Моррисом экстравагантные подробности его отношений с Гала, ее тогдашним мужем Полем Элюаром и Сальвадором Дали вполне тянут на сериал. 

Непросто обстояло с женщинами у трудоголика и аскета Альберто Джакометти, «предпочитавшего разглядывать их лица глазами скульптора», но избегавшего «эмоционального контакта». Хотя и насчет него узнаешь любопытную историю — про его несостоявшийся роман с Марлен Дитрих, которой он предпочел молодую проститутку и авантюристку Каролину.
Подобные сюжеты, вроде бы не связанные с искусством, будто в пазле добавляют недостающие детали в сложившиеся образы. Как, например, история про Роберто Матту, которого Бретон изгнал из своего круга, обвинив в самоубийстве Аршила Горки из-за романа с его женой, но затем принял обратно за настоящий «сюрреалистический» поступок — когда Матта на вечеринке приложил к груди раскаленный утюг. Или история романа феминистки Мерет Оппенгейм с Максом Эрнстом, от которого она ушла, объяснив, что «жить рядом с Эрнстом, полностью сформировавшимся художником, было бы для меня катастрофой». Кстати, среди «избранных» у Морриса немало женщин: помимо Оппенгейм, это Айлин Ангар, Леонора Фини, Леонора Каррингтон. Моррис считает их талантливыми художницами, внесшими заметный вклад в сюрреализм, хотя в самом движении им отводились роли муз или любовниц.

Ну и в конце логично было бы вернуться к самому Моррису в его ипостаси сюрреалиста. Хотя сделать это придется самим: включить себя в «список избранных» он как автор посчитал нескромным. 

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+