Ярмарка Art Basel 2019 в Базеле в очередной раз доказала: именно здесь заключается львиная доля сделок с современным искусством. Многие галереи из ВИП-зоны на первом этаже здания экспоцентра (это ряды, непосредственно примыкающие к круглому внутреннему двору, где прямо под открытым небом разместился фудкорт и где цвет мирового арт-рынка делится свежими сплетнями и укрепляет связи за бокалом шампанского Ruinart) распродали от половины до двух третей содержимого своих стендов еще во вторник, 11 июня, в первые часы работы ярмарки в режиме превью для коллекционеров. Впрочем, узнавая цены и расспрашивая галеристов об их впечатлениях в среду и четверг, было понятно, что в запасниках у участников еще много интересного и потенциальным покупателям будет из чего выбрать в оставшиеся два дня работы ярмарки.
Безудержное и порой не слишком разборчивое потребление искусства на ярмарке стало предметом довольно жесткого высмеивания со стороны одного из художников, Массимо Агостинелли. В четверг он шокировал посетителей подброшенной прямо ко входу тушкой мертвой крысы, которую он назвал Rat Blase (крыса Блазе) — в названии легко угадывается анаграмма Art Basel, что недвусмысленно намекает на сомнительность всего мероприятия.
В пресловутой ВИП-зоне галереи предлагают привычный набор художников — это супердорогие классики ХХ века от Магритта до Уорхола, а также не менее дорогие ныне живущие мастера вроде Джеффа Кунса и Герхарда Рихтера.
Один из самых роскошных стендов — у Nahmad Gallery из Нью-Йорка, принадлежащей влиятельному в арт-мире семейству Нахмадов. Вход во внутреннее, более приватное пространство стенда украшает огромная работа Марка Ротко ($42 млн) в обрамлении двух скульптур Александра Калдера (одна — $5,9 млн, другая уже продана). Внутри все первые имена искусства ХХ века — Рене Магритт, Пабло Пикассо, Василий Кандинский, Джорджо Моранди, Жан Дюбюффе, Жоан Миро и другие.
Кстати, кроме Кандинского на ярмарке неплохо представлен русский авангард: на стенде галереи Annely Juda из Лондона есть работы Любови Поповой (продана), Александры Экстер ($355 тыс.), Казимира Малевича ($200 тыс.) и Александра Родченко ($190 тыс.).
У Landau Gallery — три прекрасных масла Марка Шагала, оцененные в диапазоне $1,5–8,5 млн, одно из которых уже продано. Там же наряду с живописью Миро, Модильяни и Магритта можно найти первоклассную скульптуру — например, женскую фигуру Генри Мура ($35 млн).
В том числе и за скульптурой стоит заглянуть на стенд галереи Aquavella, тут целая подборка бронзы Жоана Миро (диапазон цен — $20–90 тыс.) и прекрасный Калдер ($6,5 млн).
Нью-йоркский арт-дилер Роберт Мнучин, который в мае на торгах Christie’s в Нью-Йорке одержал в победу в борьбе за «Кролика» Джеффа Кунса, купив его для своего клиента за $91 млн, привез в Базель беспроигрышный набор имен — бюст Людовика XIV работы того же Кунса за скромные по теперешним меркам $10 млн, великолепную картину Виллема де Кунинга «Две женщины» ($8,5 млн) и малого, да удалого Марка Ротко (абстрактная композиция за $10,5 млн).
Если говорить о первых продажах, то один из самых востребованных художников на этот раз — Георг Базелиц, его работы успешно проданы галереями Thaddaeus Ropac (две картины — $1 и 1,5 млн, бронза — $1,75 млн), White Cube («Ужин в Дрездене» за $2,5 млн) и Gagosian (суммы не разглашаются). Вообще это одна из самых слабых сторон любой ярмарки — нежелание галеристов делиться информацией о продажах, и тут наметилась даже тенденция к еще большей закрытости.
На третьем этаже экспоцентра Messe, где по традиции проходит Art Basel, рядом с просторным лаунджем для коллекционеров (тут расположены стенды ключевых партнеров ярмарки, в том числе часовой марки Audemars Piguet), куда можно пройти лишь по ВИП-билетам и специальным приглашениям, находятся закрытые демонстрационные залы, которые организаторы ярмарки сдают в аренду галеристам и дилерам. На условиях почасовой или посуточной аренды участники ярмарки могут арендовать пространство, чтобы их клиенты осмотрели те произведения, которые по различным причинам нежелательно показывать на стенде, при публике. Говорят, что в этом году подобная услуга пользуется особым спросом, а Ларри Гагосян, например, снял помещение на всю неделю. Порой общая стоимость произведений, предлагаемых к покупке за закрытыми дверями, сопоставима со оценкой всех работ, представленных на стенде этой же галереи.
Однако в то время, когда одни участники стараются совершать сделки максимально конспиративно, другие идут по пути все большей прозрачности — так, влиятельная нью-йоркская галерея David Zwirner с площадками в Лондоне и Гонконге запустила проект Basel Online — интернет-платформу, где можно приобрести (исключительно онлайн) подборку произведений топовых авторов галереи от Керри Джеймса Маршалла ($145 тыс.) до Дональда Джадда ($900 тыс., уже продана). Тут все в открытую: сразу видно, сколько работа стоит, доступна ли к приобретению или продана, при этом калибр представленных на виртуальном стенде вещей примерно такой же, что и у тех, которые развешаны на реальном стенде базельской ярмарки. И онлайн, и офлайн дела у Цвирнера идут хорошо — например, еще до официального открытия Art Basel 2019, во время превью для коллекционеров, за $20 млн была продана редкая фотография Герхарда Рихтера 1966 года.
Потенциал Базеля как центра европейского арт-рынка еще далеко не исчерпан, и даже вне периода проведения ярмарки Art Basel в городе торговля искусством идет бойко — иначе великий и ужасный Ларри Гагосян не открыл бы здесь еще одно пространство для своей галереи, распространившейся по всему миру. Галерея Gagosian Basel расположилась по адресу Rheinsprung, 1, в двух шагах от отеля Les Trois Rois, где самые богатые коллекционеры обыкновенно останавливаются во время ярмарки. На открытии галереи тут были представлены работы Ива Кляйна, Агнес Мартин и Виллема де Кунинга рядом с произведениями молодых художников.
За самым передовым и провокативным искусством на Art Basel нужно отправляться прямиком в секцию Unlimited. Это буквально неформат — работы, которые по размеру (гигантские инсталляции и скульптуры) или форме исполнения (например, перформансы или видеоарт) не могут найти места на обычных ярмарочных стендах галерей. Здесь все работы также представлены галеристами, но за отбор отвечает куратор Джанни Джетцер из Нью-Йорка, в этот раз он курирует секцию в последний раз.
Одна из самых ярких работ секции на этот раз — перформанс китайского художника Сюй Чжэня «Нирвана». На обычном выставочном стенде воспроизведен интерьер заштатного казино с дешевыми аляповатыми коврами. Здесь установлены несколько столов для игры в рулетку, но их привычная разметка по секторам с цифрами и зеленое сукно каждый день создаются с нуля ассистентами художника в костюмах крупье из разноцветного песка. Они наносят цветной песок, медленно заполняя игровые числа в манере создания песочной мандалы — древнего ритуала, которым пользуются тибетские буддийские монахи. В конце каждого дня картины из песка уничтожаются, а на следующий день работа начинается заново, с чистого листа. Работа побуждает зрителей к размышлениям об изменчивости фортуны, эфемерности денежного выигрыша и тщетности погони за деньгами и удачей.
Без скандала не обошлось и тут. К четвергу, 13 июня, одна из панелей инсталляции Open Secret Андреа Бауэрс в секторе Unlimited была демонтирована. Инсталляция представляет собой ряд высоких ярко-красных панелей, которые образуют стену. На каждой панели — признание жертвы сексуального насилия или домогательств, которая поделилась своей историей в Facebook в рамках акции #metoo. Рядом процитированы также официальные заявления обвиняемых, в которых они оправдываются, отрицают обвинения или извиняются. Среди обвиняемых есть очень известные люди вроде президента США Джорджа Буша-старшего или актера Кевина Спейси. Элемент инсталляции, который оказался в центре скандала, посвящен истории писательницы из Лос-Анджелеса Хелен Донахью, которая подверглась нападению и была избита бывшим коллегой. Во вторник Донахью написала в твиттере, что Бауэрс не просила у нее разрешения на использование фотографии ее твита с рассказом о нападении и фотографиями синяков. После этого историю Донахью из инсталляции убрали, но остается открытым вопрос, есть ли у художницы согласия других героев ее работы — причем как жертв, так и обвиняемых.
Выставка «Молодой Пикассо: голубой и розовый периоды» в Фонде Бейелера стала второй по популярности экспозицией в истории этой швейцарской институции после ретроспективы Поля Гогена в 2015 году (369,8 тыс. посетителей). Ее уже успели посетить 316 тыс. человек, а впереди еще выходные — фонд предусмотрительно продлил сроки проведения выставки, которая должна была закрыться 26 мая, до 16 июня — последнего дня работы ярмарки Art Basel. На выставке представлены картины, рисунки и скульптуры из музеев и частных собраний со всего мира, выполненные Пикассо в период с 1901 по 1907 год. Известно, что одновременно с ярмаркой в следующем году пройдет выставка работ Франсиско Гойи, которая подготовлена при поддержке Музея Прадо в Мадриде.
В базельском Кунстмузеуме представлен «Космос кубизма: от Пикассо до Леже» (до 4 августа) — экспозиция, которая исследует эволюцию кубизма от момента зарождения стиля в 1908 году до периода после Первой мировой войны. Выставка подготовлена совместно с Центром Помпиду, но ее ядро составляет уникальная коллекция произведений кубистов, которая хранится в музее Базеля. В 1950-х и 1960-х годах родившийся в Базеле банкир Рауль Ла Рош пожертвовал музею 90 произведений таких художников, как Пабло Пикассо, Жорж Брак, Фернан Леже и Хуан Грис.
Art Basel, Швейцария
До 16 июня
В статье использованы материалы публикаций Энни Шоу, Маргарет Карриган и других из ежедневных выпусков газеты The Art Newspaper специально для ярмарки Art Basel